Диплом: Роль СМИ в избирательных кампаниях 1999-2000 гг - текст диплома. Скачать бесплатно.
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ. Много и бесплатно. # | Правила оформления работ | Добавить в избранное
 
 
   
Меню Меню Меню Меню Меню
   
Napishem.com Napishem.com Napishem.com

Диплом

Роль СМИ в избирательных кампаниях 1999-2000 гг

Банк рефератов / Политология

Рубрики  Рубрики реферат банка

закрыть
Категория: Дипломная работа
Язык диплома: Русский
Дата добавления:   
 
Скачать
Архив Zip, 86 kb, скачать бесплатно
Заказать
Узнать стоимость написания уникальной дипломной работы

Узнайте стоимость написания уникальной работы

52 Введение В становлении гражданского общ ества исключительную роль и грают средства массовой информации. В . Путин Данное иссле дование посвящено положению российских средств массовой информации в переломный для них момент . Выборы 1999 и 2000 гг . подвели определенный итог под более чем десятилетней историей раз вития отечест венных СМИ. Ситуация со средствами массовой информаци и в России в конце де вяностых годов д вадцатого века охарактеризовалась как переходная “Законы и практика СМИ в странах СНГ и Балтии” , М ., “Галерия” , 1999, стр . 111. . Постепенно уходили в прошлое госу дарственный патернализм и со пряженные с ним диктат и цензура . Как писал в 1999 году исследователь прессы Михаил Федотов См . там же. , на смену пл отной опеке пришло безразличие государства ; о дновременно наблюдалось пре вращение независимых СМИ в инструме нт политического влияния финан сово-промышленных групп , а объективное инф ормирование – в целена правленное манипулировани е общественным сознанием либо в тривиаль ное замусоривание информационной среды. В экономическом плане мы могли наблюд ать смену государ ственно-партийной монополии сначала “натуральным хозяйством” редакций , а за тем олигархическим капиталом . Убыточность инвестиций в печатную прессу , а также в электронные СМИ окупалась обретаемым через нее по литическим влиянием. Все эти крайне негативные я вления особенно ярко проявились во время послед ней кампании по выборам в Государственную думу , а также (менее ярко – по прич инам , которые будут изложены ниже ) во врем я ко роткой , “скомканной” президентской кампании . Именно в 1999-2000 годах российские СМИ продемонстрировали свои лучшие и худшие качества , и , кроме того , сами послужили неплохим индикатором , отражающим поло жение дел в стране . Как выразился В . Путин , “как ое общество , какая власть – такая у н ас и журналистика” См . Послание Президент а Федераль ному собранию от 8.07.2000. . 8 июля 2000 года в своем первом послании к Федеральному собра нию Российской федераци и новый президент посвятил немало времени положению российских СМИ . Затронув вопрос ц ензуры , Путин подчерк нул , что она бывает н е только госу дарственной , а вмешательство в редак ционную политику – не только административным . Среди главных про блем СМИ в стране Путин назвал “экономическую неэфф ективность зна чительной части средств массовой информации” , которая “делает их зави симыми от коммерч е ских и политических ин тересов хозяев и спонсоров, позволяет использовать СМИ для сведени я счетов с конкурентами , а иногда - даже превращать их в средства массовой дезинфор мации , средства борьбы с государством ”. Нет ни малейших сомнений в том , чт о текст да нного выступления писался в о многом под впечатлением от последних дв ух избирательных кампа ний , прошедших под акко мпанемент информационных войн. “Мы обязаны гарантировать журналистам реальную , а не показную свобо ду , создать в стране правовые и экономичес ки е условия для цивилизованного информаци онного бизнеса” , - сказал российский президент , чей приход к власти стал возможен исключи тельно благодаря поддержке средств массовой и нформации . Между тем , по словам В . Путина , “без действительно свободных СМИ россий с кой демократии просто не выжить , а гражданского общества - не создать”. К сожалению , констатировал Путин , пока не удалось выработать четкие демократические правила , гарантирующие подлинную независимость "че твертой власти ". Со всем сказанным президентом тру дно не согласиться . Рассмотрев пол ожение российских СМИ в последние годы и их деятельность во время выборов , мы сможем увидеть весьма любопытную с исследоват ельской точки зрения , хотя и не радостную картину. В первой главе данной работы рассматр иваются изб ирательные кампании 1999 - 2000 гг ., их специфика (прежде всего деидеологизация и возросший контроль над СМИ со стороны их хозяев ), и роль средств массовой информ ации в этих кампаниях . Здесь приводятся до вольно подробные данные по соотношению сил трех и збирательных объединений , являв шихся основными претендентами на победу на парламентских выборах , которые позволяют просле дить источники грандиозной информационной войны , которая шла между СМИ , поддержавшими Кре мль и представлявший его блок «Единство» ( «Ме д ведь» ) с одной стороны , и С МИ , выступившими на стороне блока «Отечество - Вся Россия» , с другой . Также рассматривае тся положение блока «КПРФ - За Победу !» и поддерживавшей его левой прессы . Особое внимание уделено все возрастающей роли тел евидения в перио д избирательных кам паний и относительно скромной роли печатной прессы. Вторая глава посвящена непосредственно ан ализу наиболее значительных публикаций в разл ичных российских СМИ . В ней рассматриваются важнейшие эпизоды избирательных кампаний , и прежде всего - имевшей определяющее значен ие парламентской кампании . Отдельные параграфы анализируют журналистские материалы , посвященные каждому из блоков , претендовавших на власть . Также отмечаются свои особенности в осве щении деятельности каждого из блоков . Среди п рочего в главе имеется анализ публикаций газеты «Известия» как своеобразного феномена. В заключении делается вывод о превращ ении современных российских СМИ из рупора демократии в послушный инструмент в руках манипуляторов , которые с помощью газет , р адио и телевидения добиваются (либо пыта ются добиться ) необходимых результатов в част ности , на выборах федерального уровня. Глава 1. Расклад сил перед информационной войной 1. Деидеологизация и ее влияние на три ведущие тенденции в СМИ На последн их выборах в нижнюю палату парламента и на пост президента идеологич еская состав ляющая была выражена крайне слаб о : противостояние ОВР и Крем ля но сило отнюдь не идеологический характер . На выборах в Думу Коммуни стическая парт ия оказалась в своеобразной информационной изоляции , а “Отечество – Вся Россия” и “Единство” тщетно пытались выработать ед и ную , внятную идеологию . Принявшие ту или иную сторону СМИ помочь в этом не мог ли. К 1999 году , как мне представляется , в нашей стране , кроме традиционной левой (коммунистической и патриотической ) окончательно сформировалась н емногочисленные представители прав ой оппозиционной печати . Последн ие выделились из стана прессы , которую ран ее было принято называть довольно расплывча т ым термином – “демократические СМИ” . Во обще “демократическая пресса” была названа им енно так – “демократической” - еще в конц е 1980-х годов , и тогда это прилагательное означало не столько приверженность редакций тех или иных изданий принципам демократии , сколько не з ави симость этой реда кции от государства . Тогда , несомненно , имелся смысл называть почти все некоммунистические издания либерального толка “демократиче скими” . Кстати , левая пресса уже десять лет , упо миная оппонентов , пишет слова “демократия” и “демократ и ческий” исключительно в кавычках . В нынешней ситуации пора изменить терминологию и привести ее в соответстви е с реалиями времени. Еще выборы 1993 г . высветили проблему объ ективности и беспри страстности средств массовой информации в обеспечении связей канд ида тов с массовым избирателем . Российская «че твертая власть» уже тогда довольно четко размежевалась по принципу : наши и не наши . Исключением могла бы стать платная рекла ма избирательных объединений и партий , но и здесь политическое лицо газеты не позво ля л о ей публиковать рекламу проти воположного лагеря . Политическая ангажированность “непартийной” прессы бросалась в глаза . Тен денциозность многих публикаций на тему выборо в усиливала у читателей агрессивную аполитичн ость А . Ковлер . “Избирательные технологии : росси йский и зарубежный опыт” . М ., 1995, стр . 97) . Вот какого мнения придерживались аналитики , комментируя выборы 1993 года : “Фиаско ангажированных средств массовой информации о бъясняется , как ни странно , наличием демократии . Они занимал ись не анализом, а пропагандой . Как в ыяснилось , в условиях демократии пропаганда н е срабатывает так , как она срабатывала при тоталитаризме . Если люди действительно свобо дны , они для самостоятельного выбора нуждаютс я лишь в одном – в полной , непрепарир ованной информации” Меньшиков В ., Челышев В ., Якимец В . «Смерть пропаганды» // “Россий ская газета” , 25 декабря 1993. . Год 1999 значил много для всей страны . Выборы в Государственную думу , предстоящие в конце декабря , могли определить будущее страны на несколько лет вперед. Успех на парламентских выборах той или иной стороны во многом обеспечивала лидеру партии победу на выборах главы государства в 2000 году . Поэтому фактически главные претенденты на власть собирались вести свои избирате льные кампании без перерыва , пользуяс ь набранными в ходе парламентских выборо в ресурсами для новой , уже президентской к ампании . Как нам теперь известно , перенос выборов президента на март 2000 года поменял условия борьбы , и у аутсайдеров гонки прос то не имелось времени для выправления сит уаци и . Таким образом , главной для России была парламентская кампания - именно в ней определились роли всех участников. Итак , несмотря на опасения , что Борис Ельцин постарается удержать власть любым , в том числе и неконституционным способом , противники Кремля на деялись на лучшее и тщательно готовились к выборам в Г осударственную думу . Познавшим эффективность изби рательных технологий политикам казалось уже н емыслимым идти на парламентские выборы “по старинке” , так , как в 1991 году пришел к власти Борис Ельцин . Да и не применять пресловутых технологий тоже было невозможно : противник немедленно перехватил бы инициативу , а значит , и голоса избирателе й . Таким образом , к лету 1999 года основные претенденты на власть были готовы вести крупномасштабную информационную вой н у. Совершенно ясно было , что основная схв атка состоится между двумя группировками : той , что была на стороне Кремля , и оппозиц ионной “лужковской” . Такой серьезный противник , как Коммунистическая партия , в предстоящую информационную войну предпочел не ввязыв а ться по нескольким причинам . Одной из осно вных , несомненно , являлось отсутствие у левой оппозиции своих электронных средств массовой информации , прежде всего телевидения. Информационная мощь сторонников Кремля вп ечатляла . Наличие в их распоряжении таких т елеканалов , как ОРТ , РТР и ТВ -6, во многом предопределило исход войны ; кроме телевидения , Кремль опирался на лояльные ему газеты и журналы и имел поддержку та ких влиятельных изданий , как “Независимая газ ета” , “Новые известия” , “Время МН” , “Коммерсант ъ” , “ В ласть” и др . Особая роль была у входящего во ВГТРК “Радио Рос сии” : вещающая во всей стране , не требующа я даже радиоприемника станция оказала сильней шее влияние на многие небогатые слои насе ления . Среди радиостанций , поддерживавших Кремль , следует также уп о мянуть “Маяк” - вторую станцию проводного вещания . Ю . Лужков и его “Отечество” сильно отставали от Кремля в таком важном сре дстве массовой информации и манипуляции , как телевидение , и могли опираться на низкоре йтинговый ТВЦ (новое название старого ТВ-Цент ра ) и ряд дециметровых телевизионных к аналов , у которых был очень невелик охват аудитории . Все эти каналы не могли да же сравниться по эффективности с прокремлевск ими ОРТ и РТР , у которых сигнал охваты вает практически всю страну . Лужков также рассчитывал н а поддержку популярного НТВ , которое во многих моментах симпатизиро вало московскому мэру . (Впрочем , стоит сразу сказать , что НТВ не оправдало надежд Лу жкова и не стало заниматься открытой проп агандой . Попытки руководства НТВ изобразить п люрализм мнений на т елеканале , несом ненно , отобрали у блока ОВР немало голосов .) Из печатных изданий “Отечество” поддерживал и сверхпопулярный “Московский комсомолец” и г азеты холдинга “Совершенно секретно” – однои менный ежемесячник и “Версия” ; также Лужков опирался на городс к ие (“Вечерняя Москва” , “Московская правда” , бесплатное «Метро » с тиражом в 700 тыс . экз .) и на муниц ипальные издания . В радиоэфире у “Отечества” самой влиятельной была станция “Говорит Москва” (так называемая “третья кнопка” ) с аудиторией в два миллиона с л ушате лей . Под контролем Лужкова было и еще несколько радиостанций , таких как “Радио Спор т” и “Русский хит”. Расклад сил у этих двух противников , кстати , мог быть совсем иным . В начале лета 1999 года много шума произвел странный слух о том , как «группа близ ких к президенту людей - Татьяна Дьяченко , Алекс андр Волошин , Владимир Путин (выделено мною - И.Л .), Джахан Поллыева и Глеб Павловский» обсуждали «воз можные меры воздействия на телеканалы НТВ и ТВ-Центр . В этой связи были даны р аспоряжения разобраться в ко роткое время с юридическими основами существования этих телеканалов и изучить возможность максимальн ого усложнения их деятельности вплоть до отзыва лицензий на право вещания» Ульянов Н . «То ли сенсация , то ли пр овокация» // «Независимая газета» , № 98, 2 и юня 1999, стр . 3. . Коммунисты имели самые скромные , если не сказать ничтожные , ресурсы . Все , чем рас полагали левые – это тремя центральными изданиями (“Советская Россия” , “Завтра” , “Правда” ) и поддержкой местных СМИ в «красных» регионах. Сам выбор издания - за которое , чт о немаловажно , аудитория платит свои собствен ные деньги - часто уже сам по себе свид етельствует об определенных идеологических взгля дах читателя . Потому некоммунистическая аудитория не могла подробно ознакомиться с тем , каких взглядов при д ерживается КПРФ и ее лидеры Г . Зюганов и Г . Селезн ев по тому или иному вопросу , в том числе по отношению к политическим конкурен там . Как неоднократно заявлял Зюганов , его партия находится в информационной изоляции о т широких масс и может рассчитывать лишь на верных , давно определившихся в своих взглядах сторонников - в том числе сторонников среди СМИ. Кстати , утвердившаяся в обществе точка зрения о том , что электорат коммунистов увеличить невозможно и в дальнейшем число сторонников Зюганова и его партии буд ет только сокращаться (в основном изби ратели КПРФ - люди немолодые ), не совсем вер на . Невозможность увеличить число сторонников обусловлена почти исключительно нынешним финансо вым положением Компартии . При наличии достато чных средств можно организовать и п оддержку телевидения (как у «Медведя» или ОВР ), и массовые акции и концерты ( как у ОВР и СПС ), и т.п . Наличие инф ормационного ресурса вообще сложно переоценить , и итоги губернаторских выборов в Подмосков ье в начале 2000 подтверждают это утверждение . Как и з вестно , поддержанный Кремлем и его СМИ коммунист Геннадий Селезнев совсем немного уступил своему сопернику Бо рису Громову . При наличии большего времени на обработку подмосковных избирателей чаша весов качнулась бы в другую сторону . По вторное избрание на г у бернаторских выборах в Туле Василия Стародубцева - во многом итог поддержки местных СМИ ; этим же можно объяснить плавный переход власти в Краснодарском крае от «батьки» Кондрат енко к его «преемнику». 2. Значение тел евидения и прессы в предвыборных схватках Чтобы понять , насколько важно в нынешн их условиях наличие ТВ-поддержки , приведу данн ые опроса , проведенного ВЦИОМ незадолго до последних парламентских выборов . Вот как ра спределились ответы граждан на вопрос : “Ко гда вы будете принимать решени е о том , как голосовать на выборах за ту или иную партию или кандидата , на какие средства массовой информации вы бу дете полагаться более всего ?” «Советская Россия» , № 151, 28 декабря 1999, стр . 3. (ответы даны в процентах ) Центральные телеканалы 62 Местное телевидение 20 Центральное радио 20 Местное радио 9 Центральные газеты 23 Местные газеты 7 Плакаты , листовки , различные агитацио нные материалы 9 Как мы видим , при таком влиянии те левидения на умы не имеющему полн оцен ного доступа на телеканалы Г . Зюганову и его партии рассчитывать на то , чтобы “отбить” голоса избирателей у соперников , вря д ли приходилось . Другие претенденты на вл асть знали о почти волшебном влиянии карт инки в телевизоре на мнение обывателя и испол ь зовали эти ресурсы в пол ной мере. Эра телевыборов началась в Ро ссии с президентских выборов 1991 г ., когда в каждый дом вошли все шесть кандидатов . Была избрана довольно удачная форма бесед с телекомментаторами , или теледуэлей . На исход выборов , правда , вс е эти теледуэ ли повлияли мало . Единственный кандидат , котор ый отличился - никому тогда не известный В ладимир Жириновский . Риторика Жириновского - эмоцио нальная и агрессивная , - запомнилась избирателям. Скоротечность кампании 1993 года заставила о братиться к телевидению как к самому массовому средству общения . В этих условиях пропагандистская часть избирательной кампании 1993 года телевидении , была , пожалуй , единственной сферой применения методов политического маркет инга , правда , применения своеобразного . Б е з особого преувеличения можно утверждать , что основным полем пропагандистского соревн ования в общенациональном масштабе стало теле видение . (Такие традиционные формы общения с избирателями , как предвыборные митинги , встречи с избирателями , кампания из двер и в дверь , отошли на второй план и использовались в основном кандидатами КПРФ , отдавшей дань традиции , а также кандидат ами ДПР , имеющей региональные организации ). Тел евидение полностью поддержало власть и блок “Выбор России” Ковлер А . «Избирательн ые техно логии : российский и зарубежный опыт» , М ., 1995, стр . 97. . В 1995-1996 годах история повторилась . Обработка масс привела к тому , что в Государств енную Думу попал черномырдинский “Наш дом – Россия” . Апофеозом стали президентские в ыборы . Задача команды Ель цина – канди дата с рейтингом , колеблющимся в пределах от 0 до 3% - казалась практически невыполнимой . Одн ако сторонникам Ельцина с помощью своих С МИ удалось искусственно сузить выбор и вн ушить обществу , что приход к власти Зюгано ва – величайшая опасность д ля страны и единственная альтернатива – Борис Ельцин. Важно заметить , что все телеканалы , в том числе оппозиционное НТВ , поддержало к ампанию “Ельцин – наш президент” , а т огдашний дир ектор НТВ Игорь Малашенко стал в ельцинск ом Совете по выборам "ответственн ым за создание имиджа президента ". "Назначение выглядело верхом цинизма , пи шет А . Коржаков Ко ржаков А ., “Борис Ельцин : от заката до рассвета” , М ., 1997, стр . 326 . , также член Совета , в своих мемуарах . - НТВ , возглавляемое именно Мала шенко , в последние г оды разрушало имид ж Ельцина , а теперь за выборные миллионы должно было реанимировать когда-то приятный облик вождя. С комсомольским энтузиазмом журналисты НТ В принялись за обратный процесс . Это , наве рное , признак истинной независимости ". Как мы уже сказали , у спех Кремля определил прежде всего тот фа кт , что суммарная аудитория телеканалов лояль ных ОРТ (охватывает 99% территории России ) и РТР (96%) значительно превышала суммарную аудиторию критически настроенных и оппозиционных НТВ и ТВЦ . По данным отчета На ционального ин ститута социально-психологических исследований (НИСПИ ) о мониторинге СМИ за 1999 год , 97% домохозяйств имеют телевизоры См . А Цуладзе . “Бол ьшая манипулятивная игра” . М ., 2000, стр . 50. . Исследование показало , что вообще не смотрят телевизо р только 5% населения . При этом информационные программы смотрит 65% от числа опрошенных , в то время как кино по телевизору предпочитает 55% зрителей , а развлекательные программы смотрит только 37%. О чем говорят эти цифры ? О том , что телевидение охватыва е т практически всю страну , и о том , что информационные программы , через которые можно оказывать воздействие на поведение избирателей , пользуются наибольшей популярностью . Никакой другой вид СМИ не имеет столь мощного воздействия и столь крупной аудитории , к ак телевидение . Радио , газеты , журналы , сетевые издания – все они сильно отстают по своему манипуляционному потенциалу ТВ. Мы уже говорили о том , что основна я борьба развернулась между блоками “Единство ” (ОРТ , РТР и ТВ -6) и ОВР (НТВ и Т ВЦ ). Ознакомимся теп ерь с данными стат истики. Согласно опросу российских телезрителей , проведенному совместно Европейским институтом СМ И (ЕИСМИ ) и компанией Russia Research «Выборы -99: кто владе ет СМИ , тот владеет Думой» // РИА “РосБизнес Консалтинг” электронная библиотека “ Ваше право” , октябрь 2000 г . (обновление от 25 января 2000). , 87% зрителей , регулярно смотрящих телевизор , в течение последних двух недел ь перед выборами в Государственную думу о тдавали предпочтение ОРТ , 83% зрителей смотрели РТР , 72% - НТВ , 51% - ТВ -6, 3 5% - ТВЦ . Таким образом , очевидно , что проправительственные партии зару чились гораздо более мощной поддержкой в стране , поставив под контроль ОРТ и РТР , не только вещающие , в отличие от НТВ и ТВЦ , на всей территории страны , но и более популярные. Именно ОР Т стало наилучшим пример ом , демонстрирующим понятие “грязные политтехноло гии” . Речь идет , прежде всего , о пользовавш ейся огромной популярностью программе Сергея Доренко . Распределение эфирного времени на ко нтролируемом Б . Березовским канале ОРТ было нерав н омерным . 28% новостных программ , согласно исследованиям ЕИСМИ , было посвящено блоку “Единство” , в то же время блок О ВР получил 14% эфира ОРТ , блок Жириновского - 15%, НДР - 12%, КПРФ - 10%, СПС - 6%, “Яблоко” - 4%. Нужно отметить , что из времени вещания , п освяще нного ОВР , более 50% носило резко негативный характер . Что касается РТР , то освещение избират ельных объединений на этом канале было ра спределено более равномерно : 18% было отведено “ Яблоку” , 17% - “Единству” , 15% - ОВР , 10% - Жириновскому . В т о же в ремя главный ведущий политическ их программ на РТР Николай Сванидзе не скрывал , что канал поддерживает правительство . Это было особенно заметно в агрессивной кампании против лидеров ОВР , которая вела сь в программе “Зеркало” с середины сентя бря . Стоит также заметить , что существование такого серьезного избирательного объединения , как “КПРФ – За Победу !” , на государственном телеканале не замечали вовсе . Еще один проправительственный канал - ТВ -6 - при освещении кампании посвятил большую часть эфирного времени Блоку Жириновского , СПС и “Дв ижению в поддержку армии”. Что касается телеканалов , подд ержавших ОВР , то , если смотреть на цифры , то выяснится , что дискриминация политических конкурентов здесь была более очевидна . Так , на ТВЦ блоку ОВР отвели 69% эфирного в ремени новостных программ , тогда как Б локу Жириновского - 3%, КПРФ - 3%, “Единству” - 2%, СПС - 1%. О дин из руководителей ТВЦ , заявив , что кана л не может участвовать в пропаганде и обязан предоставлять избирателям “полную и объективную информацию” , отмети л такж е , что канал не должен забывать , что он “существует на деньги московского правительс тва” . На небольших городских телеканалах , таки х , как «Столица» , « 31 канал» , перекос в о свещении деятельности различных избирательных об ъединений был еще более значите л ь ным. Среди российских телеканалов выделяется к оммерческий канал НТВ , контролировшийся Владимиро м Гусинским . Мониторинг новостных программ на этом канале показывает , что ОВР было отведено 31% времени , КПРФ - 19%, Блоку Жириновского - 11%, “Яблоку” - 13%, “ Единству” - 4%, СПС - 3%. В целом по всем программам НТВ отвел 21% времени Блоку Жириновского , 21% - СПС и 20% - ОВР . Необходимо отметить , что освещение ОВР было в осно вном нейтральным , тогда как четверть программ , посвященных “Единству” , носила негативны й характер . В ходе предвыборной борьбы НТВ выделился , как считают аналитики РИА “РосБизнесКонсалтинг” , “хорошо организованными и справедливо проводившимися дебатами” «Выборы -99: кто владеет СМИ , тот владеет Д умой» // РИА “РосБизнесКонсалтинг” электронная библиотека “Ваше право” , октябрь 2000 г . (о бновление от 25 января 2000). между лидерами блоков на программе “Глас народ а”. Весьма любопытным и симптоматичным являет ся тот факт , что в дебатах на НТВ не участвовали лидеры блоков-победителей Сергей Шойгу и Г еннадий Зюганов , которые , п о сведениям из различных источников , отказали сь от приглашения . Как показывает современная история избирательных кампаний в России , настоящие фавориты всегда избегали участвовать в подобных программах . Так , в 1996 году Бори с Ель ц ин пренебрег приглашениями , которые неоднократно делал его оппонент Зюган ов ; спустя четыре года по пути первого президента пошел и Владимир Путин , которого Зюганов через самые разные СМИ также настойчиво призывал участвовать в теледебатах См , напр .: “Сов етская Россия” , №№ 19-23, 2000 . Как и Ельцин в 1996 году , Путин давал интервью только лояльным и приближенным журналистам , не вступал в открытые дискуссии с другими кандидатами , заявляя , что ему некогда заниматься саморекламой. Левая оппозиция в лице Зюган ова также усвоила этот прием . Кандидат от К ПРФ , не получив ответа от и.о . президента , также не стал участвовать в теледебатах , посчитав это унизительным . Как пишет исслед ователь политических манипуляций Автандил Цуладз е Цуладзе А . “Большая манипулятивна я игра ” , М ., 2000, стр . 286 , эти дебаты должны были продемонстрировать ничтожность осн овной массы претендентов на президентский пос т перед “преемником” – Путиным . Попадись Зюганов в эту нехитрую ловушку , он мог бы пусть ненадолго , но упасть в глазах своег о электората. Мы уже видели красноречивые цифры освещения московским телеканалом ТВЦ последних парламентских выборов . Для полноты картины стоит рассмотреть особенности освеще ния выборов в некоторых других российских регионах. Наблюдатели по окончании выбор ов -1999 отмечали , что во многих регионах успех и ли неудача той или иной партии сильно зависели от политических предпочтений губернат оров . Очевидно , это также во многом связан о с телевидением , а точнее , с подконтрольными местным властям региональным и телека налами . Не секрет , что у жу рналистов в регионах крайне ограничены возмож ности для альтернативного трудоустройства , в связи с чем они находятся под еще бол ее жестким контролем властей , чем работники столичных (по месту вещания ) телеканалов . Ме стные лидеры с тремятся контролировать содержание новостных программ в своих реги онах . Не защищены от этого и центральные каналы . Так , во время выборов в Госуда рственную думу в 1999 году во Владивостоке тр ижды отключали программы новостей НТВ , в к оторых героем был губер н атор Прим орья Евгений Наздратенко «Выборы -99: кто владеет СМИ , тот владеет Думой» // РИА “РосБизнесКо нсалтинг” электронная библиотека “Ваше право” , октябрь 2000 г . (обновление от 25 января 2000). . В то же самое время парла мент Башкирии с подачи президен та Мур тазы Рахимова , по совместительству - одного из лидеров «Отечества - Всей России» принял решение приостановить с 21 ноября по 19 декабря 1999 трансляцию на территорию республики аналитиче ских программ Сергея Доренко (ОРТ ) и Никол ая Сванидзе (РТР ). Со т рудник избира тельного штаба ОВР Вячеслав Никонов заявил в связи с этим , что местные власти просто вынуждены защищаться таким образом от грязных информационных технологий , поскольку власть никак не реагирует Бабаева С ., Колесник ов А . «Премьер и данайцы» / / «Независима я газета» , № 224, 29 ноября 1999, стр . 1, 3. 3 «Выборы -99: к то владеет СМИ , тот владеет Думой» // РИА “РосБизнесКонсалтинг” электронная библиотека “Ваше право” , октябрь 2000 г . (обновление от 25 января 2000). . В Екатеринбурге кандидаты и парт и и высказывали недовольство негативной окраской освещения предвыборной кампании . Руководитель м естной телекомпании “ 4-й канал” и кандидат от “Яблока” Игорь Мишин заявлял о по пытках областной администрации заставить канал придерживаться определенной линии в выборах местного мэра . Интересная ситуация сложилась накануне де кабря 1999 года в Санкт-Петербурге . Основным канал ом в этом городе является “Петербург - ТВ” с аудиторией около 6 млн . человек . Губернат ор В . Яковлев в 1998 г . приватизировал ранее принадле жавший государству канал и наз начил его руководителем своего зама . В это й связи новостная и политическая программы “Событие” оказывали безоговорочную поддержку г убернатору лично и ОВР в целом и вели энергичную кампанию против “Яблока” . Незадол го до выборо в в Госдуму редакто р программы Чернядьев дал простой ответ н а вопрос , почему его программа позитивно п оказывает Яковлева : “Он купил нас” «Выборы -99: кто владеет СМИ , тот владеет Д умой» // РИА “РосБизнесКонсалтинг” электронная библ иотека “Ваше право” , октя брь 2000 г . (обнов ление от 25 января 2000). . В перспективе влияние телевидения в и збирательных кампаниях будет только возрастать . В то же время по объективным причинам будет продолжать падать значение печатных СМИ . В прошедших кампаниях газеты и жур налы я влялись отнюдь не самыми эффект ивными средствами информации и пропаганды . Од нако совсем не замечать печатные СМИ было бы неправильно. Традиционным средством общения кандидата с избирателями до недавнего времени была газета , в которой излагалась программа к андидата , печатались интервью с ним , п исьма поддержки. У газеты есть свои уникальные преимущ ества перед другими средствами массовой инфор мации . Статичность газетного листа , фиксированност ь печатного текста дают возможность подробно ознакомиться с предлагае мыми фактами См .. Гринберг Т . «Политическая реклама - портр ет лидера» , М ., 1995. . Важной ос обенностью является возможность перечитать текст того или иного газетного материала повто рно , и тщательно , без спешки , проанализировать каждое заявленное положени е. В связи с этой спецификой газетное сообщение предназначено прежде всего вниматель ному избирателю , склонному к критическому ана лизу . Поэтому крайне важно , пользуясь газетой как средством пропаганды , рассчитывать на достаточно высокий интеллектуальный уро вен ь читателя. Специалисты считают , что большие , объемные тексты редко дочитываются до конца , гораз до чаще , судя по исследованиям социологов , читаются статьи в 2-3 колонки или умело сос тавленные интервью с достаточно точно сформул ированными вопросами . Таку ю серию интервь ю опубликовала , например , осенью 1993 г . газета “Известия” , ознакомив своих читателей с про граммами всех 13 избирательных объединений. Т . Гринберг полагает , что два жанра - очерк-политический портрет и интервью - самые удачные для газеты в п ериод избира тельных кампаний . В политическом портрете чет ко прослеживается авторская тональность . Публицис т может , прервав повествование , сделать отступ ление : непосредственно обратиться к читателю , рассказать о своих размышлениях , подчеркнуть собственное о тношение к герою . Иссле довательница также выделяет подвид очерка-политич еского портрета - публицистический портрет-исследовани е , который , в общем-то , отличается лишь прет ензией на некую объективность . Образцы статей этого жанра регулярно появлялись в росс и йской печати накануне парламентских и президентских выборов , особенно в парти йной (в широком смысле этого слова ) печати См ., напр .: Волкова М ., Кузьмичев В . «Сто дней одиночества» // «Независимая газета» - в газете «Мир за неделю» , № 13, 20-27 ноября 1999 , стр .3. . Однако в целом жа нр очерка-политического портрета в избирательной кампании был , мягко говоря , переосмыслен и использовался для уничтожения конкурентов . Так , в «Огоньке» появилась статья небезызвест ного Александра Мамута Мамут А . «Одноблочники » // «Огонек» - в газете «Мир за неделю » , стр . 1, 2. , в которой громилс я Юрий Лужков , а лужковские СМИ обрушивали сь на Сергея Кириенко См ., напр .: Плужников С ., Соколов С . «Банзай ! «Железный малыш» всегда любил авантюры» // «Метро» , № 228, 17 декабря 199 9, стр . 5; Прянишников П ., Самохина И . «К ремленыш» // «Версия» , № 31, 13-19 июля 1999, стр .1) . А наиболее ярко жанр политическо го портрета проявился в газете «Юго-восточный фронт» , которая появилась в почтовых ящик ах жителей нескольких районов столицы , обр азовывавших один из избирательных округов . В округе баллотировались такие люди , как бывший пресс-секретарь Ельцина Павел Вощанов , руководитель телефонной службы 310 (ритуальные услуги ) А . Александров , действующий депутат Гос ударственной думы Е . Панина , а т а кже владелец компании «Майский чай» , член ОВР И . Лисиненко . «Юго-восточный фронт» облил грязью почти всех кандидатов , опубликовав о черки-портреты Вощанова , Александрова , Паниной Звонков М . «История пикейного жилета -2» , стр . 1-3; Козинцев М . «Семейный» д епутат» , стр . 4; Крымов А . «Москва-Воронеж - хрен догонишь !» , стр . 4; Россал В . «...И Думу можно б удет хоронить» , стр . 5 - все в газете «Юго-вос точный фронт» , № 2, декабрь 1999. . Не упоминался никак лишь Лисиненко , который , кстати , и прошел в результате в Думу. Такие жанры , как интервью-портрет и ин тервью-зарисовка , не претерпели столь серьезных трансформаций . Несомненно , самым знаменитым инт ервью двух избирательных кампаний стала бесе да Владимира Путина с тремя лояльными Кре млю журналистами издательского дома «Коммер сантъ» - Натальей Тимаковой , Наталией Геворкян и Андреем Колесниковым . Итогом бесед стала книга «От первого лица . Разговоры с Вла димиром Путиным» Геворкян Н ., Колесников А ., Тимакова Н . «От первого лица . Разго воры с Владимиром Путиным» . М ., 2000. , фрагменты которой были опубликованы ср азу в двух изданиях : в газете «Коммерсантъ » от 10 марта 1999 года и 14 марта того же года - в журнале «Власть» . Другой пример предвыборного интервью - публикация в «Известиях» беседы со Сергеем Степашиным Зото в Г . «Сергей Степашин : Жизнь прижмет - смогу и пироги печь» // «Известия» , № 193, 14 октября 1999, ст р . 9. . Стоит сразу сказать , что в прошедших предвыборных кампаниях 1999 и 2000 годов роль п ечатной продукции была невелика . По данным Союза журналистов Рос сии , подписка на периодику сейчас составляет всего лишь 12% от уровня 1990 г ., а по общенациональным издания м этот показатель составляет 6,7%. В связи с этим падают и тиражи (в 1995 году тираж газет составил всего 7% от тиража 1985-1986 гг. Ковлер А ., "И збирательные технологии : рос сийский и зарубежный опыт ", М ., 1995, стр . 95. ). Таким образом , многие избиратели оказались лишены газет и журналов - источ нику информации , к которому они давно прив ыкли . Закономерным итогом стало то , что об щенациональные ежедн евные газеты и местны е издания имеют гораздо меньшую аудиторию , чем «бесплатные» электронные СМИ. По итогам мониторинга 20 общенациональных г азет с 28 ноября по 14 декабря , 33% публикаций бы ли посвящены ОВР , 15% - "Единству ", 12% - КПРФ , 8% - "Яблоко ", 8% - Блоку Жириновского , 7% - СПС . В итоге , поскольку телеканалы и печатн ые СМИ разделены в России между одними и теми же медиа-магнатами , ситуация с ос вещением предвыборной борьбы в прессе и н а ТВ была идентична . Показательно , что рас считанный аналитиками Р ИА “РосБизнесКонсалти нг” коэффициент корреляции между долями эфирн ого времени и печатного пространства , предост авленного той или иной партии , составил 0,97, то есть распределение внимания к партиям в газетах и на ТВ практически совпало. В выборах 1999 и 20 00 годов свои инте ресы имели не только политики , но и кр упный российских бизнес . Как за Кремлем , т ак и за Лужковым стояли СМИ , принадлежащие так называемым олигархам . Россияне и не заметили , как множество средств массовой информации перешло из рук государ с тва в частные руки. Самый мощный ресурс на 1999 год был у предпринимателя , члена кремлевской “семьи” Б ориса Березовского . Этот бизнесмен , сам публич ный политик , выбрал продолжение ельцинского к урса и проделал немалую работу для того , чтобы “убедить” общес тво в правильност и собственной точки зрения . Именно благодаря Березовскому и подконтрольным ему СМИ в России появилась партия “Единство” и фен омен Путина . Иначе говоря , нынешняя власть обязана Борису Абрамовичу самим своим сущест вованием . Рассмотрим , каки м и СМИ р асполагал Березовский. Во-первых , конечно , это самый большой п о охвату телеканал страны – ОРТ . Безогово рочная поддержка , которую оказывало Общественное российское телевидение всем действиям власти , плюс активная пропаганда и контрпропаганда в духе Г еббельса – все это сыграло свою важную роль в том , что “Е динство” заняло на парламентских выборах втор ое место , а Владимир Путин был вне кон куренции на выборах президентских . Шестой кан ал , по существу развлекательный , не имел в штате таких влиятельных жур н алис тов , как С . Доренко , М . Леонтьев и П . Шеремет , и потому в информационной войне участвовал вяло , хотя и здесь , по словам представителя ТВ -6 «Выборы -99: кто владеет СМИ , тот владеет Думой» // РИА “РосБизнесКо нсалтинг” электронная библиотека “Ваше право ” , октябрь 2000 г . (обновление от 25 января 2000). , Б . Березовский , владеющий контрольным пакетом акций канала , зачастую вы сказывает редакциям разного рода “рекомендации”. Печатные издания олигарха Березовского – “Независимая газета” , “Новые известия” и п оглощенный через подставных лиц незадолг о до выборов 1999 года Издательский дом “Комм ерсантъ” со всеми его изданиями – также активно поддержали виртуальное “Единство” и премьера , а позже и.о . президента Путина. Можно сказать , что позиция Березовского (и от ражающих его точку зрения СМИ ) оказала решающее воздействие на исход об оих выборов. Вторая могучая медиа-империя , принявшая уч астие в выборах , принадлежала Владимиру Гусин скому . В холдинг “Медиа-МОСТ” входили : телекана л НТВ и спутниковое “НТВ-плюс” , радиос танция “Эхо Москвы” , а также издательство “Семь дней” (газета “Сегодня” , журнал “Итоги” и др .). Видимо , Гусинский разрывался между личным и симпатиями к Григорию Явлинскому и его “Яблоку” , и необходимостью ставить на кан дидата , имеющего реальные шансы на по б еду . Избирательная кампания по выборам в п резиденты в 1996 году , когда империя олигарха поддержала Бориса Ельцина , довольно негативно сказалась на имидже НТВ и других СМИ , входящих в холдинг . Поэтому три года сп устя олигарх долго стоял перед выбором , чт о ему важнее : репутация или резуль тат . В результате этих колебаний “Медиа-МОСТ” занял в информационной войне не слишком последовательную позицию. Поэтому редакции средств массовой информа ции , входящих в “Медиа-МОСТ” , действовали “как придется” . Например , жур нал “Итоги” и радио “Эхо Москвы” открыто симпатизировали Союзу правых сил . Даже главная составляющ ая «Медиа-МОСТа» - телекомпания НТВ - не смогла удовлетворить Гусинского и обеспечить ОВР нужный результат . Итогом стал уход с по ста президента НТВ Олега Доб р одее ва . Комментируя это событие , «Независимая газе та» писала : «Совершенно очевидно , что Гусински й , мягко говоря , недоволен тем , как на НТВ была проведена осенне-зимняя предвыборная кампания» Барабаш Е . «Оголение конкурентов» // «Нез ависимая газета» , № 18, 2 февраля 2000, стр . 3. . Нерешительность владельца холдинга привела к тому , к чему и должна был привест и : поражению ОВР на выборах , сходу с ди станции Евгения Примакова - вероятного кандидата на президентский пост , и , наконец , к осла блению личных позиций Гусинского , а впос ледствии – к фактическому распаду медиа-холд инга. Лужковский холдинг АФК “Система” , в ко тором состояли “ТВ-Центр” , концерн “Радио-Центр” (“Говорит Москва” , “Радио Спорт” , “Русский х ит” ), а также газеты “Московский комсомолец” , “Вечерняя Москва” и “Московская правда” , всецело поддерживал своего фактического хоз яина и , несомненно , сделал все , что мог сделать для раскрутки “Отечества” и уничтоже ния конкурентов . Впрочем , в одиночку “Система” не смогла справиться с поставленной пере д ней зада ч ей , поскольку была ограничена относительно небольшим охватом аудито рии. Контролируемые Владимиром Потаниным газеты “Известия” и “Комсомольская правда” долго не могли найти нужный тон в освещении происходящего и кидались из одной крайност и в другую . Впрочем , странные метания объяснялись до конца не определенной точко й зрения этого предпринимателя . Потанин , когда- то сам мечтавший стать президентом России , трезво оценивал , что после краха большей части своего бизнеса в августе 1998 года о н не готов участвоват ь в полити ческой борьбе . Таким образом , одна из влия тельнейших и респектабельных газет страны – “Известия” умудрялась вплоть до 10 декабря 1999 года сохранять относительный нейтралитет ; с этого дня в каждом номере газеты появл ялся как минимум один материал, в ко тором авторы безжалостно громили блок ОВР и его лидеров . Как заметила по этому поводу газета «Сегодня» , «Потанин заключил с Кремлем что-то вроде бартерной сделки . С уть контракта состояла в следующем : потанинск ие газеты ведут лояльную Кремлю информаци о нную политику , а кремлевская адми нистрация помогает Потанину удовлетворять его хозяйственные и прочие нужды» Фролов Н . «По танин : олигарх-меняла» // «Сегодня» , № 286, 18 декабря 1999, стр . 1 . Выборы 1999-2000 годов проводились при активной поддержке и уча стии представителей м олодого российского бизнеса . Причем , это были вторые выборы общенационального масштаба , в исходе которых олигархи были заинтересованы (в 1991 году , когда в первый раз выбирали Ельцина , они были самыми обычными граждан ами , а в 1993 их б изнес не успел еще набрать силу ). Президентские выборы 1996 года , в результате которых у власти осталс я Б . Ельцин , заставили всех медиа-магнатов консолидироваться – у них появились общие интересы . Потому принадлежащие олигархам СМИ и стали тогда “проельци н скими” . В награду за хорошую службу , как известно , Березовский тогда получил полный контроль над каналом ОРТ , а НТВ Гусинского након ец-то получило в свое полное и единоличное распоряжение частоту четвертого канала. Во время последних парламентских и пр езид ентских выборов положение поменялось . На этот раз интересы у представителей би знеса различались очень сильно , и Гусинский с Березовским не бросали свои телеканалы и печатные издания в бой ради общей победы . Было видно , что в большой информ ационной войне 1 9 99-2000 гг . Гусинский и его СМИ проигрывают ; Березовский в это время чувствовал себя вполне уверенно . Анализируя имеющеюся расстановку сил , “С оветская Россия” “Советская Россия” , № 92, 10 августа 1999. писала : “Существует мнение , что контроль олигархо в и Кремля над СМИ заранее предопре деляет результаты выборов . Но это слишком фатали стичная точка зрения . Да , СМИ оказывают большое влияние на предпоч тения избирателей , но опросы показывают , что чем дальше , тем больше избирателей не доверяет СМИ . Ч асто на в язывание избирателям той или иной позиции или личности приводит пр ямо противоположный эффект . Помимо СМИ настро ения избирателей определяются их материальным положением , так называемыми “грязными технологи ями” и другими фак торами”. Глава 2. Деятельность СМИ в период выборов 1999-2000 гг . 1. Начало кампании 1999 г. Прокремлевские средства массовой информации оказались летом 1999 года в неловком положен ии . У их хозяев не сформировалось еще сколько-нибудь определе нной позиции по на сущным вопросам , а положе ние было очень н епростым. Президент Ельцин , всерьез увлеченный чеха рдой с премьер-минист рами , постоянно болеющий , демонстрировал , что медленно , но верно те ряет свою власть . Разворачивающийся вокруг “семьи ” корр упционный скандал напрямую затрагив ал и самого Бориса Николаевича . В то ж е время мэр Москвы Юрий Лужков и его оппозиция набирали силу и попу лярность в народе . Известные политологи и журналисты всерьез говорили о конце эпохи Ельцина и наступлении эпохи Лу ж кова . Типи чным был та кой комментарий : “Б . Ельцин , разумеется , остается лидером государства . При этом Ю . Лужков вынужден брать на себя роль неформального лидера российской политической элиты в условиях п ереходного периода от ельцинской эпохи к постельцинск ой” Долгополов А . «Раскол правящей элиты» // “Аргументы и Факты” , № 30, июль 1999 г ., стр . 3. . Казалось , что все идет именно к такому варианту , поскольку в Кремле полностью исчерпали р есурс народного доверия . Однако прези дентскую администрацию недооцен или. Политическая элита давно уже гадала , к ого именно президент наме рен сделать своим наследником . В том , что Ельцин хотел бы продолжения своего курса после ухода на пенсию , сам президент не скрывал , и во прос был только в том , кого назначат п реемником . В разное время Борис Нико лае вич уже делал попытки найти человека , кото рому можно было бы пере дать власть . Прете ндентами становились такие фигуры , как В . Черномыр дин , Ю . Лужков , О . Сосковец , Б . Немцо в Коржаков А . “Борис Ельцин : от заката до рассвета” . М. , 1997, стр . 306-317. , а позже - также Е . Примаков и С . Степ ашин . Однако все кандидатуры в тот или иной момент отбрасывались ; да и желающих полу чить сомнительный титул преемника Ельцина было мало . Поэтому отказ президента в интервью “Известиям” Ельцин Б . «На выборы мне не идти " // “Известия” , № 120, 6 июл я 1999, стр . 1. назвать имя “сча стливчика” под тем предлогом , что этому че ловеку “не дадут спокойно жить , заклюют” , обществом был воспринят с некото рой иронией. Действительно , воспринимать всерьез зая вления дряхлеющего Ель цина уже никто и не пытался . Элита жила завтрашним днем в предвкуше нии серьезных перемен. В начале августа 1999 года рейтинги полит иков и партий выглядели (по данным РОМИР ) следующим образом Цуладзе А . “Большая манипулятивная игра ” . М ., 2000, стр .134-135. : «Если бы выборы президента России сос тоялись сегодня , за кого бы вы проголосова ли ?» Политик % к числу опрошен ных Примаков 15,9 Зюганов 10,4 Лужков 8,9 Жириновский 7,0 Степашин 5,4 Явлинский 4,9 Кириенко 2,1 Как видно по этой таблице , в лидерах было три оппонента Кремля , причем кроме традиционного противника – Г . Зюганова , в списке был не давний бывший председате ль правительства Е . Примаков , который скло нялс я к тому , чтобы возглавить свежеиспеченный блок “Отече с тво - Вся Россия” . Дв а рейтинга - московского мэра и экс-премьера – в сумме могли “прижать” кого угодно , и прежде всего лидера КПРФ , а также увеличить число желающих проголосовать за блок Лужкова (по данным июльского опроса ВЦИОМ , 25% избирателей готово б ы ло отдать свой голос “Отече ству” , если первым в списке ОПОО окажется Прима ков Цуладзе А . “Большая манипулятивная игра” . М ., 2000, стр . 143. . Вот данные второго опроса , проводившегося РОМИР в те же сроки См там же , стр . 134-135. : «Если бы выборы в Г осударственную думу состоялись завтра , за ка кую партию , движение или блок вы бы голосовали ?» Партия % к числу опрошен ных КПРФ 16,0 «Отечество» 11,5 «Яблоко» 7,6 ЛДПР 6,9 «Новая сила» 2,0 «Вся Россия» 1,8 АПР 1,0 «Голос России» 0,5 “Отечество” настигало КПРФ , и для закрепления успеха Лужкову необходимо было получить надежных союзников , с которыми мож но было прийти к 19 декабря лидерами и образовать после победы в Думе крупную це нтристскую фракцию . Среди будущих партнеров “ Отечество” видело губ е рнаторский блок “Вся Россия” и политического тяжеловеса Евгения Прима кова . Видя , насколько опасным мож ет получится новый союз , кремлевская админист рация через подконтрольные ей СМИ начала распространять слухи о том , что лидер “Все й России” президент Тата р стана М . Шаймиев настроен против объединения с Лу жковым . “Не получается” – так зло радно н азывалась статья , помещенная в газете “Время МН” Шпак В , Петров Л ., Таран Е . «Не получается» // “Время МН” , № 132, 26 июля 1999, стр . 1 . В статье выражались серьез ные сомне ния в возможности союза . Одн ако Шаймиев выдержал давление , и 4 авгу ста было официально объявлено о создании блока “Отечество – Вся Рос сия” . В тот день Ельцин вызвал Шаймиева в Кремль , пытаясь отговорить того от подобного поступка , но ничего не вышло . Руководители ОВР заявили , что по-прежнему ждут Евгения При макова у себя в блоке . Более того , в интервью программе “Итоги” Лужков прямо за явил , что готов отказаться от собственных президентских амбиций в пользу бывшего премь ера и что “Примаков буд е т дос тойным президентом России” . На самого Примако ва к тому времени уже началась «охота» . Слухи о грядущих поправках в Законе о выборах , запрещающие участвовать в президент ских выборах кандида там старше 65 лет , которые якобы инициирует президентская адми н истра ция “Московский комсомолец” , № 139-Б , 26 июля .1999, стр . 2. , из ря дно потрепали нервы как самому Евгению Ма ксимовичу , так и его по тенциальным союзникам. Кремлю необходимо было действовать , чтобы не потерять инициа тиву . И вот тут-то воплотилась в жизнь старая идея Ельцина о преемнике. Становящийся все более популярным действу ющий председатель правительства Сергей Степашин “своим” для Кремля так и не стал . Вполне правдоподобной выглядит версия причины отставки Степашина , изложен ная главным редакто р ом “Независимой газеты” Виталием Третьяк овым Третьяков В . «И Путин , и Степашин» // “Нез ависимая газета” , № 145, 10 августа 1999, стр . 1, 3. . По мнению Третьякова , виной отста вки стала “излишняя мягкость и деликатность” премьера , в то время как “политичес кая обстановка требует совсем других качеств” . Зато необходимым требованиям соответств овал , видимо , мало известный широкой публике директор ФСБ Владимир Путин. У общества не сложилось впечатления , ч то очередная президентская “загогулина” – пр одуманный шаг. По крайней мере , прокремле вские СМИ еще не были достаточно мобилизо ваны и не смогли подобающим образом отреа гировать на очередную отставку правительства . “Независимая га зета” довольно неуклюже и неу бедительно попыталась изобразить про изошедшее на чалом р еализации гениального плана Кремля , по которому основным претендентом на президентский пост в 2000 году будут вовсе не Примаков , Лужков или Зюганов , а Сте пашин . “Рейтинг Степашина неук лонно рос и едва ли не сравнялся с лужковским” , пис ал В . Третьяков , по ясняя , что рост рейтинга у не обремененного неблагодарной раб отой Сте пашина продолжится и далее , а на козла отпущения Путина за оставшийся до выборов год можно будет списать любую ошибку См . там же. . Сохраняющая нейтральную позицию газета “И звестия” с некоторой брезгливостью в то не отозвалась об очередных перестановках : “на значе ние Путина – дворцовые интриги” и “подковерная борьба , не имеющая ничего общего со стратегией” Привалов А . «Ельцин прозрел» // “Известия” , № 146, 10 августа 1999, стр . 1. . Опп озиционная “Советская Россия” прок омментировала событие так : “Действующий президент использует свое служебное положение для работы с электоратом в личных целях , стрем ясь навязать народу угодного лично ему пр еемника” «Ельцин назначил себе преемника» // “С оветская Россия” , № 92, 10 августа 1999, стр . 1. и выразила сомнение , что из “назначения Путина выйдет что-ни будь путное”. Кстати , в «Известиях» появилась наиболее жесткая версия причин , по которым преемни ком назначили именно директора ФСБ . «Спецслуж бы , з аблаговременно выстроенные под Путин а , смогут проконтролировать подготовку и пров едение избирательной кампании так , чтобы ее результаты не слишком отличались от заплан ированных» , заявила газета Корсунский Е . «Власть симулирует дееспособность» // «Извести я» , № 147, 11 августа 1999, стр . 1. . Человек , на нейтрализацию которого , собств енно , и были направ лены эти перестановки , решил высказать свое мнение по поводу пра ви тельственной чехарды только 17 августа – в тот самый день , когда Евгений Примаков наконец дал согласие возглавить координа ционный совет блока ОВР. «Профессиональная подготовка Владимира Путин а лежит вне той области , которая требуется для работы в правительстве» , - заявил моск ов ский мэр “Независимая газета” , № 151, 18 августа 1999, стр . 1. . Юрий Лужков был уверен в своих си лах и мог позволить себе гово рить откров енно по самым принципиальным темам . Появление в списке ОВР Примакова обещало фантастич еский рост рейтинга этого избира тельного бло ка. Между тем именно окончательное решение бывшего премьера войти в союз с Л ужковым и Шаймиевым стало командой к дейс твию для всех оп понентов – как кремлевс ких , так и коммунистов , которые также хоте ли ви деть Примакова в своем списке. Два августовских события – назначение председателем правитель ства нико му не известного Владимира Путина и заключение союз а между Евгением Примаковым и фаворитом и збирательной гонки блоком “Отече ство – Вся Россия” – стали знаковыми . Впереди была информационная война. 2. Отраж ение в СМ И конфликтов : Кремль против ОВР и КПРФ против О ВР Существование столь сильного игрока , как новый блок « Отечество - Вся Россия» , чрезвычайно не нравило сь всем прочим участникам президентской гонки . Мы уже знаем , что усиление блока союз ом с бывшим премьер-м инистром Примаковым еще более упрочило положение лужковского «Отечества». Колебания Евгения Примакова , к началу августа являвшегося , по уже упомянутым выше данным РОМИР , самым вероятным претендентом на кремлевское кресло и опережавшего ближайше го конкурент а Геннадия Зюганова более чем на пять процентов , были вполне поня тны . Примкнуть к одному из блоков означало для Евгения Максимовича самому сузить св ою политическую базу , связать себя определенн ыми обязательствами и невольно ввязаться в драку , которая могл а серьезно пов редить имиджу «политического тяжеловеса» . Риск растратить накопленный политический капитал бы л велик . Гораздо выгоднее Примакову было и дти на президентские выборы как самостоятельн ому кандидату , стоящему над схваткой и выс тупающему консолидир у ющей силой. Однако Примаков согласился на настойчивые предложения Лужкова . Почему ? Дело было в том , что идти на выборы , не заручившис ь поддержкой СМИ , губернаторов и олигархов было бессмысленно и привело бы к пораж ению . Блок ОВР мог обеспечить все это , при этом , что важно , не требовал от бывшего председателя правительства подстраиваться под идеологию движению - таковой у ОВР просто не имелось. Лужков , Яковлев и блок ОВР , были не единственными , кто желал союза с Примаков ым . Определенные «виды» на Примакова и мела КПРФ . Бывший премьер мог сильно расши рить очень четко очерченный электорат коммуни стов , позволив КПРФ привлечь дополнительно го лоса огромного числа людей , симпатизировавших лично Примакову и не «отягощенных» четкими политическими убеждениями . Вероятн о , е сли бы у коммунистов имелось то , что с мог предоставить ОВР - мощные организационные , информационные , административные и , конечно же , финансовые ресурсы , - Примаков подумал бы , на союзе с кем остановить свой выбор. Но Примаков выбрал в партнеры Лужкова, и это послужило сигналом к началу конфронтации . Когда стало ясно , что Прима ков не войдет в коалицию с КПРФ , Генна дий Зюганов наконец заявил , что не собирае тся блокироваться с ОВР «Советская Россия» , № 96, 12 августа 1999, стр . 3. . Тем более что в Аграр ной парт ии России (АПР ), постоянного союзника КПРФ , произошел серьезный раскол : добрая половина ч ленов партии во главе с ее лидером Ми хаилом Лапшиным ушла от коммунистов и вст упила в блок «Отечество - Вся Россия» См ., напр .: Чикин В ., Проханов А . «Раскол в АПР» // «Советская Россия» , № 96, 19 авгу ста 1999, стр . 1) . Лужковский блок был назван «административно-буржуазным» , Лапшин и ушедшие с ним люди - «предателями» . Левая пресса на чала атаки на Примакова и ОВР , опасаясь , что бывший председатель правительс тва отобьет у КПРФ часть голосов . Особенно агр ессивными были нападки газеты «Завтра» , котор ая выпустила серию разоблачительных статей . Ч итателя пытались убедить в том , что Примак ов - всего-навсего послушная игрушка в руках кремлевских хозяев ; из той кампа н ии Примаков вынес обидное прозвище - « дутый тяжеловес» - по названию первой из с татей Николаев А . «Дутый тяжеловес» // «Завтра» , № 32, 1999; см . также : Проханов А . «Примак При мака видит издалека» // «Завтра» , № 34; Анисин А . «Проект «Примаков» // «Завтра» , № 36; Ивано в Ю . «Что такое Примаков ?» // «Завтра» , № 39 (все - за 1999 год ). . Досталось от левой оппозиционной прессы и союзнику Примакова Юрию Лужкову . Москов скому мэру припомнили и поддержку , оказанную Ельцину на президентских выборах 1996 года ( «и сту пил на эстраду мэр столицы Юрий Лужков . И вознес кулаки над лысиной . И возвестил городу и миру : Ельцин - эт о свобода ! Ельцин - это будущее России !» Михайлов Н . «Тень Бородина» // «Завтра» - в газете «Мир за неделю» , № 13, 20-27 ноября 1999, ст р . 5. , и от носительно хор ошее по сравнению с глубинкой финансовое состояние Москвы («строить подземные торговые центры , храмы , и автодороги за счет нищей российской провинции гораздо приятнее , чем каждое воскресенье получать увесистые щелчки от «телекиллера» Доренко » Аграновский Д . «Полный отстой» // «Советская Россия» - в газе те «Мир за неделю» , № 14, 27 ноября - 4 декабря 1999, стр . 4. , и сомнительное прои схождение денег в некоторых московских проект ах («Никогда до этого не подводило лидеров ОВР их номенклатурное чутье , помогавшее пересаживаться с одних теплых мест на другие - с КПСС в НДР , с НДР в ОВ Р , с ОВР в КПЗ ... Шутка . Хотя в каждо й шутке есть доля истины - никогда еще их любимый лозунг «Судите по делам !» не носил для них такого зловещего смысла» См . там же. ). Впрочем , как мы знаем , эта критика доходила главным образом до постоянных читате лей левых изданий - а их аудитория и та к прекрасно знала , за кого надо голосовать , а за кого - не стоит. Однако враги у «Отечества - Всей Росси и» были не только и не столь ко среди коммунистов . Как в общем-то , правильно отметила газета «Завтра» , «в то время , как лучшие силы российского агитпропа брош ены на драку с московской мэрией» , компарт ия в этой драке почти нейтральна Анисин А . «Затишье перед бурей» // «Завтра» - в га зете «Мир за неделю» , № 14, 27 н оября - 4 декабря 1999, стр . 4. . Действительно , по сравнению с тем , как агрессивно вели себя прокремлевские средства массовой информации , нападки коммунистической прессы на Лужкова и Примакова можно бы ло назвать практически незаметными . (Кстати , СМИ , выступавшие на стороне ОВР на кр итику коммунистов вообще не отвечали - было просто не до них .) О том , как уничтожали блок «Отечество - Вся Россия» проправительствен ные СМИ , рассказывать можно чрезвычайно долго . Главной ударной си лой Кремля и Бориса Березовского в информаци онной войне с Лужковым и Примаковым был , бесспорно , телеканал Общественного российского телевидения . Кроме уже имевшихся программ «Од нако» Михаила Леонтьева и субботнего «Времени » Павла Шеремета (с постоянным ко м ментатором Александром Невзоровым ), на тел еканале появилась знаменитая «Аналитическая прог рамма Сергея Доренко». В конце августа 1999 года Березовский вер нул журналиста на телеканал . После чего вс ем стало совершенно понятно , что в информ ационной войне нас тупают активные боевые действия . «Известия» писали по этому пово ду Богомолов Ю . «Доренко спускают с цепи» // «Известия» , № 156, 24 августа 1999, стр . 1. : «Доренко по призванию - типичный король нищих . Как и его хозяин - Березовский . Вот они и будут манип улировать общест венным мнением толпы . Прочие функции на ка нале исполнят другие персонажи . Для работы с политической элитой есть всегда желчный Михаил Леонтьев . Более широкую публику по субботам будет забавлять простодушный Павел Шеремет , все более походя щ ий на героя Ильфа и Петрова - застенчивого Ал ьхена . Видно , что Шеремет стесняется , ему н еловко , но не может не передернуть факты и обстоятельства». Именно Сергей Доренко похоронил все н адежды лидеров ОВР на триумфальную победу на парламентских , а затем - и на пр езидентских выборах . Его программа , поставленная в сетке вещания первого канала на воск ресенье , 21.00, очень быстро набрала популярность и стала самой популярной аналитической програм мой на всем отечественном телевидении . «Итоги » Евгения Киселева о с тались далек о позади Правосудов С . «ОВР и НТВ проигрываю т» // «Независимая газета» , № 231, 9 декабря 1999, стр . 3. , что , по мнению известного телекритика И . Петровской , закономерно : «Далеко не всем зрителям охота вникать в под робности событий и хитроспле тения политич еских коллизий» Петровская И . «Возвращ енец» // «Известия» , № 169, 10 сентября , стр . 12. . Доренко начал атаки с того , ч то предпринял атаку на «семью Лужкова» . В программе были продемонстрированы документы , из которых следовало , что некто А . Б атурин - брат супруги Лужкова и казначей м осковский «семьи» , по утверждению Доренко - пол учал от фирмы «Мабетекс» деньги . И хотя человек по имени Андрей Батурин уже на следующий день провел пресс-конференцию , в которой заявил , что к семье московского мэр а никакого отношения не имеет , а деньги получал от «Мабетекса» вполне законно - за оказанные фирме услуги , уже в следующем выпуске своей программы - 3 октяб ря 1999 года - Доренко поделился со своими зри телями «секретом» : оказывается , ведущий дал Лу жкову «г л убже заглотить крючок» . П осле чего зрители узнали от Доренко , что «крестный отец отрекается от своей семьи » , что всю последнюю неделю «московский мэ р стремительно терял честь и достоинство» . Длинные словесные экзерсисы Доренко привели к тому , что Лужков б ы л назв ан «членом семьи своей жены» Цуладзе А . «Б ольшая манипулятивная игра» . М ., 2000, стр . 181. . Доренко не стал приводить новых фактов , обличающих Лужкова , но эффект эта программа имела шумный . «Его «конек» , как и прежде , обличение , гневная риторика , сверкание очами и рокотание голосом . А еще тяга к образности , которая затуманива ет смысл сообщения» , - эти слова Ирины Петр овской из ее статьи «Возвращенец» хорошо отражают суть псевдоаналитики от Доренко. «Московский комсомолец» отреагировал на в ыпады в а дрес мэра Москвы статьей с характерным заголовком «Д.Д.Д . Диагноз для Доренко : абсолютно здоровый подлец» Мельман А . «Д.Д.Д . Диагноз для Доренко : аб солютно здоровый подлец» // «Московский комсомолец» , № 192, 7 октября 1999, стр . 8. . В атаках на Лужкова Д оренко и его заказчики применили несколько довольно простых приемов : - Бить противника его же оружием (Доренко обвинил Лужкова в том , в чем тот сам неуста нно обвинял Кремль - в связях со скандальн ой фирмой «Мабетекс» . Позднее этот ход был усилен , когда од ин из обвиняемых по делу «Мабетекса» Павел Бородин был выд винут кандидатом в московские мэры ); - От великого до смешн ого один шаг (Кремль не стал ступать с Лужковым в полемику , а просто поднял его на смех . Для этого использовались эпитеты , употребляемые До рен ко в адрес лидера ОВР (вроде такого : «м ы переоденем Лужкова мужчиной» ), а также р азнообразные манипуляции с внешностью Лужкова . Лужков стал оправдываться , чем дал Доренко бесценный материал для ерничанья и дальн ейшей раскрутки политического фарса . Изби р ательная кампания начиналась как драма , но была превращена в комедию. - Большая ложь (принцип , разработанный Геббельсом , который говорил : «Чем больше ложь , тем она убе дительнее . Ложь должна быть чудовищной» . Суть этого приема в том , что людям надо говорить не правду , а правдоподобные вещи , не то , что есть на самом деле , а то , что они хотят услышать . Зритель , уверенный в поголовной коррумпированности влас ти , получил от аналитика первого канала «п одтверждение» своих догадок. - Негативное позиционирование Лужк ова (Доренко начал представлять Лужкова и Лужкова как «крес тного отца» , главу крупного клана , мафиозной «семьи» . Организация убийства американского биз несмена Пола Тейтума , финансовые махинации , вы могательство - Лужков был обвинен во всех этих преступления х . «Крепкий хозяйственник» на глазах превращался в сицилийского «дона » - Доренко даже называл мэра «доном Джорд жио». Рейтинг московского градоначальника стремите льно пошел вниз - Лужков перестал рассматриват ься населением как реальный претендент на президе нтский пост . Однако Лужков не раз заявлял , что не собирается бросать Москву и потому отказывается от президентских амбиций в пользу авторитетного Евгения П римакова . Уничтожив Лужкова и устроив пляску на его «политическом трупе» , Доренко не забы л о бывшем премьер-министре , который в середине октября все еще опережал действую щего премьера - Путина (26% против 17%). Примакова тож е надо было нейтрализовывать , для чего 24 ок тября в «Аналитической программе Сергея Дорен ко» устроил репортаж из клиники , где подро б но показал операцию на суставе - с кровью , мясом , костями , медицинскими инстр ументами . Подобную операцию делали летом Евге нию Примакову... Примаков был показан старым , безнадежно больным человеком . Комментируя рейтинг экс-прем ьера , Доренко сказал : «Примако ва поддержив ают в основном его же сверстники , в то время как за Шойгу голосую в основно м молодые люди и люди среднего возраста» Цуладзе А . «Большая манипулятивная игра» . М ., 2000, стр . 192. . Зритель отсылался к образу бесконечно «работающего с докумен та ми» Ельцина и особенно - к образу Леонида Ильича Брежнева. Рассматривая впоследствии причины поражения блока ОВР и отказа его лидеров от борьбы за Кремль , все исследователи единоду шно заявляли , что Лужков и Примаков и их команда советников просто не смогл и грамотно построить свою защиту См ., например : Третьяков В . «Уроки выборов : победили прагматики» // «Независимая газета» , № 238, 21 декабря 1999, стр . 1, 3; Крюков А . «Битва за Москву» // «Новая газета» , № 6-Д , 17-20 февраля 2000, с тр . 5. . Примерно так п осч итал и сам Лужков , заявив , что «информацио нная кампания со стороны нашего штаба , мяг ко говоря , не была победоносной» Лужков Ю . «Выбирая компромисс без компромат а» // «Аргументы и факты» , № 5, февраль 2000, стр . 3. . Вероятно , в неумелом постр оении стр атегии поведения лидеров отчасти виноваты и советники ОВР , однако , как мне представляется , не в этом основная при чина поражения . Вот какими «секретами мастерс тва» поделился в интервью «Известиям» еще один «телекиллер» Николай Сванидзе (на его счету показ в авторской программе «Зеркало» на РТР оказавшегося впоследствии фальшивкой фильма о проверке деятельности ГУВД Москвы ): «Я извлек из информационных войн толь ко один урок : у нас нет технологии защ иты , есть только технология атаки . Да , защи щать сложно , атако вать сегодня - легко . Дайте мне любой объект - и я сделаю из него просто кашу . Мне даже не нужен будет компромат . Достаточно одной словесной атаки и издевки в эфире» Литова А . «Ни колай Сванидзе : Я никогда не занимался пол итической рекламой» // «Известия» , № 199, 22 октября 1999, стр . 8. . Газеты , выступившие в этой схватке на стороне Кремля , с удовольствием обсуждали очередные выпуски аналитических телепрограмм н а первом и втором каналах , подхватывали те мы и подключались к травле ОВР и ее лидеров . Но , пов торяю , печатные СМИ в основном лишь повторяли критику , высказанную телевизионщиками Доренко , Леонтьевым , Сванидзе и другими. Наиболее изобретательной среди прочих изд аний была «Независимая газета» , с самого н ачала резко отзывавшаяся обо всех действиях и по ступках лидеров ОВР. Так , 12 августа 1999 года в «НГ» появляется большое интервью с Геннадием Зюгановым . В нем лидер КПРФ выступил с резкой кри тикой в адрес Евгения Примакова , который « упустил исторический шанс спасти страну от катастрофы» Камакин А . «Ге ннадий Зюганов : Ни один солдат не выступил бы против правительства , поддержанного народом» // «Независи мая газета» , № 147, 12 августа 1999, стр . 8. . Напомню , тогда еще Примаков не дал согласия стать союзником Лужкова . Одновременно с критикой Примакова газе та до с амого последнего момента пыталась расстроить союз экс-премьера и ОВР , выступив в номере от 17 августа с заявлением , что , по неко торым сведениям , союз может и не состоятьс я Владимиров Н . «Момент истины для экс-премьер а» // «Независимая газета» , № 15 0, 17 августа 1999, стр . 1, 3. . В этот самый день Примаков вошел в политсовет блока «Отече ства - Всей России» . Вообще распространение неп роверенных слухов стало в этой избирательной кампании одним из самых ходовых приемов . Например , убедившись в том , что союз ОВР и Примакова все-таки состоялся , «НГ» сообщила читателям , что , по слухам , в новом блоке зреет раскол . Многие члены «От ечества» , по словам анонимного источника , очен ь недовольны тем , что к ним и к их полярности «подмазались» люди из низкорейтин гово й «Всей России» «Очередные разногла сия в «Отечестве - Всей России» // «Независимая газета» , № 155, 24 августа 1999, стр . 1. . Активно использовала «НГ» и старый пр ием «от великого до смешного - один шаг» . Острому , талантливому перу Виталия Третьякова прина длежит несколько фельетонов , в к оторых высмеивается название и символика ново го движения . Так , именно Третьяков (он же - Титус Советологов ) в статье «ОПЛЯ !» Советологов Т . «ОПЛЯ !» // «Независимая газета » , № 153, 20 августа 1999, стр . 1. прид умал перестав ить буквы в аббревиатуре ОВР так , что получилось слово ВОР (эта аббревиатура , пояснил автор , расшифровывается к ак «временный оккупационный режим» ), а затем предложил назвать движение по первым буква м фамилий трех его лидеров - Примакова , Луж кова и Яковлев а . Получилось почти нецензурное слово ПЛЯ , которое было подхвач ено другими прокремлевскими СМИ . Так , «Новые известия» поместили фельетон «Немолодая ПЛЯ ждет ответа от Кремля» , в котором высме яли письмо лидеров ОВР к Ельцину Агафонов С . «Немолодая ПЛЯ жде т отв ета от Кремля» // «Новые известия» , № 203, 30 октя бря 1999, стр . 1. . Фельетон заканчива лся запоминающейся фразой : «Не царское это дело - с ПЛЯ переписываться» . Титус Советоло гов написал также статью «Голубые в город е» , в которой пожаловался , что у не го засорилась канализация . К Титусу пришел сантехник в голубой куртке с эмблемой «Отечества» , который «долго возился над унита зом , однако засор так и не устранил» Советологов Т . «ОПЛЯ !» // «Независимая газета » , № 192, 14 октября 1999, стр . 1. . Однако от «безобидных» игр со с ловами вернемся к серьезным вещам . 27 сентября 1999 года Михаил Леонтьев обвинил лидеров ОВ Р в том , что те инициировали финансовый скандал с « Bank of New York » с целью свергнуть Ельцина и его окружение , создали внутри России «пя тую кол онну» и т . д. Цуладзе А . «Большая манипулятивная игра» , М ., 2000, стр . 241 - 242. . С этой программы начала сь операция , целью которой было доказать н аселению злонамеренную связь ОВР с Западом . Комментируя эти активно распространяемые слухи , газета «Завтр а» вовсю потешалась на этими сообщениями , выдаваемыми за доказанные факты Михайлов Н . «Тень Бородина» // «Завтра» - в газете «Мир за неделю» , № 13, 20-27 ноября 1999, стр . 5. . Однако прокремлевские СМИ гнули свое . Легенда о «заговоре ОВР » развивалась впо лне логично : как исти нные «враги народа» , Примаков с Лужковым х отят погубить страну и россиян , для чего «создали план смещения Владимира Путина с поста премьер-министра» Ульянов Н . «Операция «Преемник для России» // «Независимая газета» , № 205, 5 ноября , стр . 1; Отдельнов И . «В Ст амбуле западные страны потребуют от Ельцина отправить в отставку Владимира Путина ?» // «Независимая газета» - в газете «Мир за неделю» , № 11, 6-13 ноября 1999, стр . 2. на предстоящем в Турции саммите ОБ СЕ через своих американских и европейск их хозяев , недовольных действием российской а рмии в Чечне . «Известия» выразили сомнение в том , что эта версия подтвердится Бабаева С ., Степанов А . «Будни заговорщиков» // «Известия» - в газете «Мир за неделю» , № 11, 6-13 ноября 1999, стр . 2. . Путин остался на своем месте , но я рлык предателей уже прочно приклеился к О ВР . Появилась «проверенная» информация о гото вящемся союзе «Отечества - Всей России» и КПРФ в будущей Думе , целью которого остает ся смещение Путина с поста председателя п равительст в а Григорьева Е . «Отечест во - Вся Россия» и КПРФ все-таки планируют создание парламентской коалиции» // «Независимая газета» , № 226, 2 декабря 1999, стр . 1. . Такие публикации должны были убедить самых верных сторонников ОВР в том , что голос за Примакова - это фактически голос за Зюганова . Слухи о связях Лужкова с мафией т акже стали излюбленной темой для прокремлевск их СМИ . Как сообщила «НГ» , родственники уб итого в 1996 году в Москве американского бизн есмена Пола Тейтума подали в окружной суд Аризоны с тре бованием наказать заказ чика этого убийства Юрия Лужкова . «Независима я газета» с сожалением прокомментировала , что выдать Лужкова американскому правосудию не удастся Соколов В . «Лужкова не удастся вызв ать в американский суд» // «Независимая газета» , № 227, 3 декабря 1999, стр . 3. 4 Соколов В . «Обвинители активизировались» // «Независимая газ ета» , № 231, 9 декабря 1999, стр . 3 , по зже дала слово адвокатам родственников Тейтум а , в котором те популярно объяснили , почем у считают московского мэра заказчиком убий ства и вором , захватившим принадлежавшие Тейтуму акции гостиницы «Рэдиссон-Славянская» . «По мелочи» били и других лидеров ОВР . Так , Муртаза Рахимов , президент Башкири и , предстал в публикациях настоящим чудовищем , восточным тираном , который , отключив люби мые народом программы Доренко и Свани дзе , посмел нарушить свободу слова в своей республике Бабаева С ., Колесников А . «Премьер и данайцы» // «Независимая газета» , № 224, 29 ноя бря 1999, стр . 1, 3. , а Владимир Як овлев оказался бездарным губернатором , с кот орым не хочет иметь дела ни один бизнесмен Санкт-Петербурга Владимиров Н «Элиты против Яковлева» // «Независимая газета» , № 235, 16 декабря 1999, стр . 3. . Заодно доста лось и французскому специалисту по политическ ой рекламе Жаку Сегела , который приезжал о сенью в России на презентацию русског о издания своей книги Сегела Ж . «Национальны е особенности охоты за голосами» , М ., «Вагр иус» , 1999. и имел неосторожность заявить о том , что поддерживает Лужкова . « Ex Libris НГ» немедленно дал на книгу убийственную ре цензию , а самого француза представил дураком и рохлей Федотова Л . «Сеанс магии с последующим разоблачением» // « Ex Libris НГ» - в «Н езависимой газете» , № 196, 21 октября 1999, стр . 9. 5 Линник В . «Выборы : все схвачено , за все заплачено» // «Слово» - в га зете «Мир за неделю » , № 13, 20-27 ноября 1999, стр . 4. . Опасность переусердствовать в травле ОВР первой отметили Борис Абрамович , который сказал буквально следующее : «Лужкова надо сна чала ввинтить в землю , а затем медленно отвинчивать . Тогда он будет рад , что еще мэром остался» , и Татьяна Дьяченко , а «НГ» пояснила , в чем же главная опаснос ть. «Кампания по добиванию ОВР , как предст авляется , перешла в свою контрпродуктивную ст адию . Конечно , административный ресурс ОВР сил ьно разрушен . А миллионы рядовы х потен циальных избирателей уже отшатнулись от этого блока , набравшего образ «исчадия политическо го ада» . Однако еще две недели такой а грессивной антиовровской пропаганды - и все ли деры «Отечества - Всей России» превратятся в глазах избирателей из тех , ке м они являются , вождей одного из олигархо-номе нклатурных кланов , в чуть ли ни единственн ых единомыслящих правдолюбцев Святой Руси , го нимых злыми силами сатаны , камарильи и Сем ьи» Третьяков В . «О разном - 3» // «Независимая газета» , № 228, 4 декабря 1999, с тр . 3. . Особо стоит упомянуть потанинские «Извест ия» . Газета почти всю кампанию сохраняла н ейтралитет , не принимая ни одной из сторон и оставалась источником наиболее объективной , наименее ангажированной информации . Продолжалось это до 8 декабря 1999 года включительно , когда на первой полосе в последний раз прозвучали слова обозревателя газеты Г . Бов та в защиту блока ОВР , который травят СМИ Кремля Бовт Г . «Хвост виляет собакой . Грядущие выборы могут потонуть в грязи» // «Известия» , № 231, 8 декабря 1999, стр . 1. . Начиная со следующего дня и вплоть до самых выборов газета в каждом сво ем номере сама принялась травить ОВР и все , что как-то связано с этим блоком . Максим Соколов , до того имевший возможность лишь хвалить Путина , наконец взялся за Лужкова , и чит атели «Известий» наконец-т о узнали , что Лужков - главный тиран и его СМИ - самые несвободные в стране , а потому и самые грязные Соколов М . « 1996 прот ив 1999» // «Известия» , № 232, 9 декабря 1999, стр . 2. . Следом было интервью с Алекса ндром Мамутом , предс тавителем «Семьи» , в котором бизнесмен заявил , что подает в суд на Примакова за клевету (Примаков утве рждал , что Мамут пытался подкупить некоторых членов ОВР ). Кроме нечестности , Мамут обви нил ОВР в сепаратизме : «Москва , Питер , Тата рстан , Башкирия опосред у ют центробежн ые тенденции , что фактически разрушает страну » Колесников А . «Александр Мамут : Мессы в бардаке не бывает» // «Известия» , № 233, 10 декабря 1999, стр . 1, 2. . 11 декабря выходит ст атья Д . Горелова под названием «Сеньор Пом идор против графа Виш енки» Горелов Д . «С еньор Помидор против графа Вишенки» // «Извести я» , № 234, 11 декабря 1999, стр . 3. , в которой Лужков - Сеньор Помидор снова предст ает чудовищем , устроившим травлю Кириенко - мил ого Графа Вишенки . 14 декабря выходит статья «Пиарова побе да» , рассчитанная на эмоци и , а не на логическое мышление читателя . Автор ни в чем конкретно не обвиняет ни Лужкова - тот ему просто не нравится , ни Примакова - его назвали «старым и занудным» , ни поддерживающую ОВР телекомпанию НТВ , которая была названа « и нтелл игентски-безвольной» Архангельский А . «Пиар ова победа» // «Известия» , № 234-М , 14 декабря 1999, ст р . 3. . 15 декабря в газете появляется крайне глумливый отчет о митинге в поддержку Лужкова с большим , на целую полосу фотореп ортажем Демченко В . «Вла сти спуску не дадим !» // «Известия» , № 235, 15 декабря 1999, стр . 3. . 16 декабря за мэра снова взялся М . Соколов , который пытался доказать , что Лужков - отвратительный хозяйственник , не умеет привлекать инвесторов и вообще попул ист Соколов М . «Последний день Помпея» // «И звестия» , № 236, 16 декабря 1999, стр . 2. . Наконец , в последний день , когда была ра зрешена предвыборная агитация , «Известия» обрушил ись на лужковско-примаковкие СМИ в статье «В играх грязи и лицемерия блок НТВ - « Столица» вырвал боевую н ичью у блока ОРТ - РТР» Горелов Д .. «В игра х грязи и лицемерия блок НТВ - «Столица» вырвал боевую ничью у блока ОРТ - РТР» // «Известия» , № 237, 16 декабря 1999, стр . 1. . В статье прозвучали недвусмысленные об винения в антисемитской позиции телеканалов Н ТВ и ТВЦ , а также в связях их боссов с криминалом . В пример Евгению Киселеву был поставлен ... «курва Сергей Доре нко» , который лучше уже хотя бы тем , чт о не претендует «на Журналистику с большо й буквы». Многие из обвинений , высказанных в адр ес руководителей блока ОВР и их СМИ , были , вероятно , справедливыми . Другое дело , что «Известия» как-то очень неожиданно «спо хватились» . Причину удивительной перемены в и нформационной политике «Известий» объяснила газе та «Сегодня» : «на днях Потанин обратился к главе прав и тельства Владимиру Пу тину с просьбой вмешаться в его тяжбу за приобретение пакета акций ТНК . Однако в Кремле , вероятно , решили , что бартерная сделка с Потаниным не вполне равноценна . То есть администрация президента помогает Потанину хорошо , а вот олигарх не все заказы отрабатывает . Перед Потаниным были поставлены жесткие условия предоставления ему дальнейших «кремлевских услуг» . «Известия» и прочие подконтрольные СМИ должны занят ь более жесткую позицию по отношению к недругам Семьи» Фролов Н . «Потанин : о лигарх-меняла» // «Сегодня» , № 286, 18 декабря 1999, с тр . 1. . Непрерывные нападки со стороны прокремлев ских средств массовой информации на блок «Отечество - Вся Россия» и на его лидеров Евгения Примакова и Юрия Лужкова выполни ли свою основную задачу - прив ели к серьезному поражению блока ОВР на выборах в Государственную думу и к отказу Пр имакова от участия в президентской кампании . Незначительные уколы левых СМИ в адрес ОВР прошли незамеченными некоммунистической аудиторией . Газета «Известия» , не принявшая в кампании ни одной из сторон и потому имевшая возможность наиболее об ъективно подбирать факты и анализировать прои сходящее , выделялась своей позицией , но в результате незадолго перед выборами в Думу присоединилась к тем СМИ , кого до того отчаянно критико в ала за манипуля ции и откровенную тенденциозность . Этот приме р с «Известиями» стал одним из печальных примеров , показывающих , насколько зависимы от ечественные СМИ от позиции своих хозяев . 3. Феномен «Единства» и фен омен Путина Рассмо трим теперь публикации , посвященные блоку «Ед инство» и прочно связанному с ним Владими ру Путину , которые столь триумфально завершил и свои избирательные кампании. Опубликованный в журнале “Власть” опрос , который провел фонд “Обще ственное мнение” , довольно к расноречив «Власть» , № 41, 19 октября 1999, стр . 20. : Партия (объединение ) % ( от числа опрошенных ) КПРФ 20 ОВР 18 «Яблоко» 9 «Единство» 7 ЛДПР 4 «Союз правых сил» 3 НДР 1 Как видно из таблицы , в списке появилось новое , неиз вестное доселе объед инение - «Единство» (известное также как «Медве дь» ). С самого начала было ясно , что со здателем движения является Борис Березовский (и он же - автор названия ), но дурная сла ва олигарха практически не повлияла на за планированный рост рей т инга «Единства » . «Большинство наблюдателей считают , что новы й блок и все прокремлевские структуры буд ут работать на раскрутку Владимира Путина с целью оттянуть на него как можно больше влияния от ныне лидирующих на поли тической арене ОВР и КПРФ» Кириченк о Н . «Кремль и Путин : что у них общего ?» // «Известия» , № 171, 14 сентября 1999, стр . 2. . Сам Березовский , кстати , яростно опроверга л информацию о своей причастности к созда нию «Медведя» , заявляя , что ему не до п олитики - надо восстанавливаться после перен есенного гепатита . Как писали в статье агентства РосБизнесКонсалтинг «ПолитХит Парад РБ К» , 27 сентября 1999 года. «губернатор ы твердят в телекамеры , что "Медведь " – их собственное изобретение , единственная цель которого – "привести в Думу честных и отве тственных людей ". Чукотский руководи тель Александр Назаров так и вовсе назвал версию о причастности Березовского к нов оиспеченному формированию "преступной " – "непорядо чно говорить о том , что можно купить г убернатора "». Как писала «Независимая газета» 17 д екабря , «на сегодняшний день «Единство» реально может второй по численности фракци ей нового парламента , так что позиции Крем ля в Госдуме удалось сделать очень прилич ными в кратчайший срок благодаря использовани ю новейших PR -технологий Ульянов Н . «Предвыб орная гонка близка к финишу» // «Незави симая газета» , № 238, 17 декабря 1999, стр . 1,3. . Информационная война практически закончилась после парламентских выборов , на которых Л ужков , Примаков и их блок ОВР потерпели сокрушительное поражение . Причиной пораже ни я стали прежде всего успешные нападки про кремлевских СМИ . Почему же рейтинг «Единства» все время только рос и никакие напад ки лужковских СМИ не могли справится с альтернативным блоком ? Кроме уже названного перевеса Кремля в информационно-пропагандистском («информационные возможности ОРТ и ВГРТК , переманивших к себе на сегодня самых талантливых киллеров от тележурналистики , оказались огромными . Они попросту забили ТВЦ и НТВ» - писала га зета «Слово» Линник В . «Выборы : все схвачено , за все заплачено» // «С лово» - в газет е «Мир за неделю» , № 13, 20-27 ноября 1999, стр . 4. ) и административном ресурсах , необходимо упомянуть важный аспект . Средства массовой информации , поддержив авшие ОВР , почти не нападали на Кремль , Путина и «Единство». Поддержанную народом антите ррористическую операцию в Дагестане и позднее в Чечне критиковать было равносильно пол итическому самоубийству - это относилось и к политическим деятелям , и к изданиям . Кстати , высокий и продолжающий расти рейтинг Пут ина так и был назван - «военным» Никонов В . «Особенности национальных выборов» // «Известия» - в газете «Мир за неделю» , № 10, 30 октября - 6 ноября 1999, стр . 1-2. . Среди СМИ , поддерживавших ОВР , самая ж есткая публикация в адрес властей появилась в «Московском комсомольце» . Авторы прямо обвинили Кремль в организации взрывов в Буйнакске , Москве и Волгодонске : «По сути «семья» назначила не премьер а , а ответственного за проведение операции . Напомним , что на место главы Белого дом а рассматривались две кандидатуры : Рушайло и Путин . Но в после дний момент то ли «семья» предпочла Путина , то ли Руша йло сам решил отойти в тень ... С назнач ением Путина и.о . премьера операция перешла в заключительную стадию . Помещения под закл адки уже сняты . «Сахар» заложен . В ночь с 8 на 9 сентября на куски развалил с я дом на улице Гурьянова , а ранним утром 13 сентября кирпичная восьмиэтажка на Каширском шоссе сложилась как карточный до мик» Кочергин Ю ., Крутаков Л . «Операция взорванны й мир» // «Московский комсомолец» , № 183, 24 сентября 1999, стр . 3. . Более страшного обвинения на тот момент невозможно было придумать . Продолжай все лужковские СМИ действовать в том ж е духе , неизвестно , чем бы закончилась изб ирательная кампания . По крайней мере , от о дного этого обвинения Путину пришлось отмыват ься вплоть до президентски х выборов . Так , за три дня до выборов в прес се появилось обращение ветеранов спецслужб , в котором они призвали не верить в при частность ФСБ к взрывам , а подобные публик ации «кощунственны» и «снижают рейтинг Путина » «Взрывная волна» // «Метро» , № 52, 23 мар та 2000, стр . 1. . Однако после этой жесткой атаки на Кремль «московские» СМИ сбавили обороты , а вскоре переключились на полемику с Серге ем Доренко и на обличение Бориса Березовс кого , а также на уничтожение Кириенко , кот орого называли «недомэрком» , и СПС . Довол ьно типичным выглядит такой текст : «Немцов рекламирует себя и своих това рищей примерно так : мы , мол , идем во вл асть не воровать - мы уже наворовались . Во избежание судебного иска напомню , что бук вально Немцов сказал следующее : "Мы идем в о власть не за деньгами - мы люди небедные ". Но очевидно , что иначе понять нельзя , и если Немцов вообще о чем-то д умал , произнося этот предвыборный слоган , то о том , что его поймут именно так . ра ссчитывал , видимо , что такой поворот народу понравится» Радзиховский Л . "Из грязи в грязь перелетая "// «Сегодня ", № 194, 31 августа 1999, стр . 2. . Приведенный фрагмент , принадлежащий перу известного журналиста Леонида Радзиховского , межд у тем был бы совершенно немыслим в жу рнале «Итоги» , что еще раз подтверждает , ч то внутри «Медиа-МОСТа» не существовало четкой и определенной позиции по самым гл авным вопросам. Критика Березовского , которая ставила сво ей задачей ударить по «Единству» , успеха н е принесла . Тот факт , что за «Единством» незримо маячила фигура Путина , нельзя было ис пользовать в целях контрпропаганды , учитывая популярность премьера . Путин не ст олько поднял рейтинг «Медведя» , сколько прикр ыл его от нападок и расстрела прямой наводкой . Дружественные ОВР СМИ лишь «покусыв али» грозного хищника , выискивая малозначительные дефекты в его обороне , типа об винения Карелина в дружбе с Отари Квартри швили и проч ., и проч. Таким образом , ОВР проиграл , и «лужков ская» «Литературная газета» признала поражение , выпустив статью Александра Ципко «Неизбежность Путина» , в которой предлагало сь смири ться с фактом : президентом будет Владимир Путин Ципко А . «Неизбежность Путина» // «Литера турная газета» - в газете «Мир за неделю» , № 1, 15-22 января 2000, стр . 1, 5. . Через две недели после публикации Евгений Прим аков заявил , что не будет участв овать в президентской гонке , и это стало ок ончательной сдачей на милость победителя. В качестве наглядного примера можно в зять два номера газеты «Метро» : один - от 17 декабря 1999 года , второй - 23 марта 2000 года. В первом - напутственное слово избирателю , который знает , за кого голосовать : «Они уже поздравляют друг друга . Все кремлевские газеты , все кремлевские каналы прочат сами себе победу на выборах и уверяют , что результат известен : семья побед ила ! ...Ну и что с того , что г-да Воло шин и Березовский ве лели голосовать т ак ? Мы , слава богу , у них не работаем и ничем им не обязаны . А потому буд ем выбирать тех , кого захотим. Нет , рано они празднуют.» «Накануне» // «Метр о» , № 228, 17 декабря 1999, стр . 1. Спустя три месяца в той же газете - репортаж из изби рательного штаба Вл адимира Путина , в котором автор выражает р адостную уверенность в победе Путина на в ыборах Бородина Е . «Как слышите ? Прием !» // «Метро» , № 52, 23 марта 2000, стр . 3. . Таким образом , лужковские СМИ осторожно под держали Путина , того , за к ого еще с овсем недавно призывали ни в коем случае не голосовать. По сути , единственными , кто занимался контрпропагандой Путина после парламентских выбо ров , были СМИ «Медиа-МОСТа» - в тот момент интересы Владимира Гусинского и Юрия Лужко ва разошлись , и лева я (коммунистическая ) пресса. СМИ Гусинского вели свою войну с Кремлем и с его телеканалами и газетами и до президентских выборов , и после них . Поэтому каждая неудача противников вызывала у этих телеканалов прилив энтузиазма . Так , когда сразу после победу П утина в первом туре канал ОРТ решил избавиться от «Аналитической программы Сергея Доренко» , газета «Сегодня» выразила удивление этим решением : «В последние несколько месяцев ОРТ фа ктически превратилось в Отдел контрпропаганды кремлевской администрации и св оего сам ого влиятельного акционера-депутата Бориса Березо вского . Первый канал ежедневно и ежечасно разоблачал "неправильную " информацию тех телеканал ов и иных СМИ , которые недостаточно горячо любят Родину и Путина» Борейко А ., Хренников И . "Контпропаганд исты на ОР Т могут лишиться эфира " // «Сегодня» , 29 марта 2000, № 68. . В целом можно сказать , что все поп ытки противников Кремля с помощью своих С МИ не пустить «Единство» в Думу , а Вла димира Путина - на президентское кресло, оказались неэффективными и не привели в ж елаемому результату. 4. Роль левой прессы в кампании 1999-2000 гг . Основной ресур с КПРФ - традиционно идеологический . Однако в пос ледних кампаниях не стоило сбрасывать со счетов и значение административного ресур са в регионах так называемого «красного п ояса». Коммунисты нашли самое мудрое решение , когда ушли «в тень» накануне и во время информационной войны . Газета «Завтра» п исала : «Фаворит нынешней предвыборной гонки - К ом партия Российской Федерации . Но фаворит она - невидимка . Каждый знает , что по ч ислу сторонников КПРФ лидирует , но далеко не все замечают ее в информационном поле» Анисин А . «Затишье перед бурей» // «Завтра» - в газете «Мир за неделю» , № 14, 27 ноября - 4 декабря 1999, стр . 4. . Их газ еты сосредоточились на внутрипартийный делах и подготовке к выборам своих избирателей . Подробное освещение деятельности партии , активное использование несколько подзабытой в других СМИ «обратной связи» - вот каковы отличит ельн ые особенности левой прессы образца 1999-2000 годов. Прекрасно понимая , что до «постороннего избирателя» информация все равно не дойдет , СМИ , поддержавшие КПРФ , тем не менее проводили свою информационную политику , показывая , почему Путин и Лужков - плохие канди даты. Интересно , что часть критики в адрес московского мэра коммунистическая пресса поз аимствовала у упорно не замечавшего КПРФ Сергея Доренко . Подсчет квадратных метров в конюшне Лужкова превратился в целую серию материалов. Коммунисты поддержали ант итеррористическ ую операцию в Чечне и Дагестане ; действия российской армии освещались позитивно . Что не мешало левым вовсю громить власть . В от что , в частности , писала про тогда е ще премьер-министра «Советская Россия» : «Путина поддержал не только Ельцин , но и такие видные «патриоты» , как Чуба йс и Березовский , поэтому телевизионный рейти нг Путина поднялся выше Останкинской башни . И вот Владимир Владимирович , чье правительс тво на самом деле так же далеко от народа , как и все предыдущие правительства «демократ о в» , решил , что пришло время с пользой вложить свой политический капитал в созданное под него движение «Единство» , оно же «Медведь» Аграновский Д . « Полный отстой» // «Советская Россия» - в газете «Мир за неделю» , № 14, 27 ноября - 4 декабря 1999, стр . 4. . Ближе к выборам президентским тон был все более резким : «Кандидатом в президенты Владимира Путина выдвинули очень сытые граждане . Граждане , у которых есть все . Все , кроме спокойствия . Они чувствуют себя , как кошка , съевшая чужое мясо . И им нужна сегодня к репкая государственная власть , способная навсегда сохранить награбленное и гарантировать защиту от возможного недовольства ограбленны х. В заявлениях Путина отчетливо просматрива ется его намерение стать отцом нации . Обст ановка в стране позволяет ему установ ить бархатную диктатуру , и он , вероятно , ве роятно , не с гонениями обрушится на оппози цию , а попытается задушить ее в своих объятиях» Анисин Н . «Тиски объятий» // «Завтра» - в газете «Мир за неделю» , № 2, 22-29 января 2000, стр . 3. . Комментируя очередное собрание Совета глав государств СНГ , «Правда» пишет : «Владимир Путин избран председателем Сове та глав государств СНГ . Может , за этим и собрались президенты стран СНГ ? Да еще накануне выборов президента России . Такое впечатление , что они хотели подать сигн ал населению Российской Федерации : мол , кроме Путина , видеть никого не желаем н а высшем государственном посту в России . Н алицо проявление явного неуважения к русскому избирателю , давление на него» Басегин И . «В се радовались , никто не огорчался» // «Правд а» - в газете «Мир за неделю» , № 2, 22-29 января 2000, стр . 5. . В целом можно сказать , что коммунисты действовали наи более чисто среди всех участников выборов . Другое дело , что связано это , скорее все го , с уже упоминавшимися финансовыми причинам и. Заключен ие Для исследования такой проблемы , как р оль средств массовой информации в период выборов , были отобраны самые разные издания . В данной работе , разумеется , приводится лиш ь небольшая часть цитат , но , с одной ст ороны , здесь присутствуют самые значительные публикации , а с другой - наиболее типичны е , позволяющие увидеть те ил и иные тенденции. Анализ публикаций в российской прессе за период 1999 - 2000 гг . подвел к двум важным выводам : Во-первых , современные российские СМИ нахо дятся в крайне зависимом положен ии от своих хозяев , будь то власть или част ный бизнес . Во время избирательных кампаний зависимость СМИ становится особенно очевидной . Печальным примером служит история с газе той «Известия» , которая поменяла свою позицию , когда у ее владельца Владимира Пот а нина появилась договоренность с Кремлем. Во-вторых , итоги выборов в нашей стран е чрезвычайно сильно зависят от манипуляций , проводимых сильными мира сего на массово м уровне . И у средств массовой информации здесь незавидная роль инс трумента для манипулирова ния . Термин «четвертая власть» , который так любили употреблять в российских СМИ неск олько лет назад , в современных условиях пр едставляется неактуальным и не соответствующим действительности. Любопытно , что в среде российс кой политической элиты немало таки х с торонников идеи манипулирования массами , которые не стесняются говорить о необходимости « подталкивать» избирателя к тому или иному решению . Среди основных аргументов , приводимых этими людьми в пользу своей точки зр ения , основные таковы : российский наро д не готов к демократии и не може т делать осознанный выбор в силу отсутств ия соответствующего , хотя бы минимального , ист орического опыта ; в тоже время к демократи и не готовы и российские политики – у них нет ни навыков , необходимых публично му политику , ни с оответствующей поли тической культуры . Потому , считают манипуляторы и их сторонники , реальная демократия в Российской Федерации – дело далекого будущег о . В таких условиях появляется иллюзия дем ократии , явление , которое социолог А . Цуладзе предложил называт ь виртуальной демократией Цуладзе А . «Большая манипулятивная игра» , М ., 2000, стр . 26. . Впрочем , главный редактор «Независимой газеты» Виталий Третьяков назвал это явление управляемой демократией и в статье , подводящей итоги в ыборов в Государственную Дум у , выразил убеждение , что на нынешнем этапе управляема я демократия не только полезна , но и н еобходима Третьяков В . «Диагноз : управляемая демок ратия» . // «Независимая газета» , № 4, 13 января 2000. Стр . 1, 3. . «Управляемая демократия - это демократия (выб оры , альтернативность , свобод а слова и печати , сменяемость лидеров режи ма ), но корректируемая правящим классом» , - пише т Третьяков , в качестве превосходного примера такой «коррекции» приводя успех «Единства» - партии , к которой уже тогда прочно п риклеился ярлык «виртуальная» . По мнен ию автора , только управляемая демократия обра зца осени 1993 года (имеются в виду неконстит уционные решения Б . Ельцина ) спасла страну от охлократии - власти толпы См . там же. , и осенью 1999 история повто рилась. И , словно вступ ая с Третьяковым в заочную полемику , Цуладзе отмечает призна ки наступления в нашей стране как раз той формы власти , которую управляемая демок ратия должна была , по мнению Третьякова , п редотвратить - охлократии. «Мнение большинства еще не есть воля большинст ва , - напоминает Цуладзе Цуладзе А . «Большая манипулятивная игра» , М ., 2000: стр . 307. . Рейтинг преврати лся в единственное мерило значимости политика , что , конечно же , неверно . Это произошло вследств ие подмены реальных политических шагов и решений их им итацией. Ориентация на рейтинг превратила ведущих российских политиков в законченных популисто в . Они говорят то , что хотят слышать от них избиратели . Путин пришел к власти благодаря рейтингу , но вынужден постоянно п оддерживать его на высоком уровне . Для эт ого он совершает «подвиги Геракла» , це ль которых - угодить толпе Цуладзе А . «Большая манипулятивная игра» , М ., 2000, стр . 308. . На толпу работал и главный «телекилле р» страны Сергей Доренко . Доренко и не скрывал этого : «Моя обязанность как человека рабо тающего в сфере шоу-бизнеса поддерживать интерес публики и коллег» Ланкина Е . «Д оренко берет выходной» . // «Сегодня» , № 7, 15 января 2000, стр . 6. . Доренко - шоумен , замаскированный под полит ического аналитика - сумел заставить ОВР и его лидеров играть п о своим правилам - правилам шоу-бизнеса , где зрелищность , сенсац ионность , эпатаж , эмоции , артистизм преобладают над разумными доводами или даже вовсе не оставляют для них места. Но если Доренко считает такое превращ ение нормальным , то обозреватель «Извести й» скорбит : «Одно из несчастий минувшей ка мпании - это трансформация рационального процесса обсуждения и размышления в шоу-игру . Мечт а все манипуляторов общественным сознанием - с делать неразличимой границу между беллетристикой и реальностью , между мифом и и сторией . Чтобы легче было передергивать» Богомолов Ю . «Тогда считать мы стали ра ны» // «Известия» , № 238-М , 20 декабря 1999, стр . 2. . Разумеется , в создании вир туальной (управляемой ) демократии средства массово й информации служат всего лишь посредни ками между манипуляторами и их жертва ми - народом . Пресса , как совершенно справедливо замети л наш президент , хо роший индикатор состояния дел в стран е . Увлечение манипулированием привело к тому , что в России нет реальной си льно й оппозиции власти , СМИ впали в б льш ую , чем прежде , зависимость от своих хозяе в , а демократические институты так и не окрепли . Все это вызывает определенную трев огу : не наблюдается ли откат нашей страны назад ? Вр емя покажет.
1Архитектура и строительство
2Астрономия, авиация, космонавтика
 
3Безопасность жизнедеятельности
4Биология
 
5Военная кафедра, гражданская оборона
 
6География, экономическая география
7Геология и геодезия
8Государственное регулирование и налоги
 
9Естествознание
 
10Журналистика
 
11Законодательство и право
12Адвокатура
13Административное право
14Арбитражное процессуальное право
15Банковское право
16Государство и право
17Гражданское право и процесс
18Жилищное право
19Законодательство зарубежных стран
20Земельное право
21Конституционное право
22Конституционное право зарубежных стран
23Международное право
24Муниципальное право
25Налоговое право
26Римское право
27Семейное право
28Таможенное право
29Трудовое право
30Уголовное право и процесс
31Финансовое право
32Хозяйственное право
33Экологическое право
34Юриспруденция
 
35Иностранные языки
36Информатика, информационные технологии
37Базы данных
38Компьютерные сети
39Программирование
40Искусство и культура
41Краеведение
42Культурология
43Музыка
44История
45Биографии
46Историческая личность
47Литература
 
48Маркетинг и реклама
49Математика
50Медицина и здоровье
51Менеджмент
52Антикризисное управление
53Делопроизводство и документооборот
54Логистика
 
55Педагогика
56Политология
57Правоохранительные органы
58Криминалистика и криминология
59Прочее
60Психология
61Юридическая психология
 
62Радиоэлектроника
63Религия
 
64Сельское хозяйство и землепользование
65Социология
66Страхование
 
67Технологии
68Материаловедение
69Машиностроение
70Металлургия
71Транспорт
72Туризм
 
73Физика
74Физкультура и спорт
75Философия
 
76Химия
 
77Экология, охрана природы
78Экономика и финансы
79Анализ хозяйственной деятельности
80Банковское дело и кредитование
81Биржевое дело
82Бухгалтерский учет и аудит
83История экономических учений
84Международные отношения
85Предпринимательство, бизнес, микроэкономика
86Финансы
87Ценные бумаги и фондовый рынок
88Экономика предприятия
89Экономико-математическое моделирование
90Экономическая теория

 Анекдоты - это почти как рефераты, только короткие и смешные Следующий
Один приятель спрашивает другого:
- А ты где отдыхал?
- Нигде, я летать боюсь.
- Так ты выпей.
- Да когда я выпью, мне и тут хорошо...
Anekdot.ru

Узнайте стоимость курсовой, диплома, реферата на заказ.

Обратите внимание, диплом по политологии "Роль СМИ в избирательных кампаниях 1999-2000 гг", также как и все другие рефераты, курсовые, дипломные и другие работы вы можете скачать бесплатно.

Смотрите также:


Банк рефератов - РефератБанк.ру
© РефератБанк, 2002 - 2016
Рейтинг@Mail.ru